MES of the Republic of Belarus
Вопрос - Ответ
Александр
Здравствуйте. Я с недавних пор являюсь ответственным за пожарную безопасность в компании, эксплуатирующей административное здание. Один из арендаторов помещений здания обратился в компанию, обслуживающую у нас пожарную автоматику, с просьбой об отключении ПС на время проведения ремонта. Представитель компании, обслуживающей пожарную автоматику, обратился ко мне за согласованием данного отключения. Скажите, какие условия в соответствии с ППБ должны соблюдаться в подобных случаях и какие требования со стороны МЧС предъявляются в принципе при производстве ремонтных работ в помещениях, оборудованных пожарной автоматикой.
Показать ответ
Добрый день. Согласно пункту 9.2.1 ТКП 316-2011 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Организация и порядок проведения работ» в случае начала ремонта в помещениях, защищаемых автоматической системой пожарной сигнализации (далее – СПС), не позволяющего нормально функционировать СПС, предприятие или организация, оказывающее услугу по техническому обслуживанию СПС, имеет право временно прекратить работы по техническому обслуживанию СПС и в течение 2-х часов проинформировать об этом органы государственного пожарного надзора.
В случае отключения системы пожарной сигнализации
на длительный период (более одного месяца), в течение которого техническое обслуживание по договору временно прекращается, должен быть оформлен «Акт временного прекращения работ по техническому обслуживанию системы» (пункт 6.7 ТКП 316-2011).
Обращаем внимание, что в случае временного прекращения работ по техническому обслуживанию СПС, собственник СПС или организация (предприятие), пользующаяся услугами по техническому обслуживанию СПС, обязаны принять меры по повышению уровня пожарной безопасности (например: комплектование помещений дополнительными первичными средствами пожаротушения, инструктажи о мерах пожарной безопасности и др.).
После окончания ремонтных работ и включения СПС предприятие или организация, оказывающее услугу по техническому обслуживанию СПС, должно оформить «Акт приемки на техническое обслуживание системы» и возобновить техническое обслуживание (пункт 6.8 ТКП 316-2011).
При производстве строительно-монтажных работ следует соблюдать Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее – Общие требования пожарной безопасности), утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», а также Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств (глава 14), утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 ноября 2019 г. № 779.
Кроме того сообщаем, что обеспечение работоспособности и исправности средств противопожарной защиты и пожаротушения (в том числе систем пожарной сигнализации), а также постоянной готовности к применению этих средств в соответствии с пунктами 3.1, 4.1 Общих требований пожарной безопасности является обязанностью руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (лиц, ответственных за пожарную безопасность).
В случае отключения системы пожарной сигнализации
на длительный период (более одного месяца), в течение которого техническое обслуживание по договору временно прекращается, должен быть оформлен «Акт временного прекращения работ по техническому обслуживанию системы» (пункт 6.7 ТКП 316-2011).
Обращаем внимание, что в случае временного прекращения работ по техническому обслуживанию СПС, собственник СПС или организация (предприятие), пользующаяся услугами по техническому обслуживанию СПС, обязаны принять меры по повышению уровня пожарной безопасности (например: комплектование помещений дополнительными первичными средствами пожаротушения, инструктажи о мерах пожарной безопасности и др.).
После окончания ремонтных работ и включения СПС предприятие или организация, оказывающее услугу по техническому обслуживанию СПС, должно оформить «Акт приемки на техническое обслуживание системы» и возобновить техническое обслуживание (пункт 6.8 ТКП 316-2011).
При производстве строительно-монтажных работ следует соблюдать Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее – Общие требования пожарной безопасности), утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», а также Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств (глава 14), утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 ноября 2019 г. № 779.
Кроме того сообщаем, что обеспечение работоспособности и исправности средств противопожарной защиты и пожаротушения (в том числе систем пожарной сигнализации), а также постоянной готовности к применению этих средств в соответствии с пунктами 3.1, 4.1 Общих требований пожарной безопасности является обязанностью руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (лиц, ответственных за пожарную безопасность).
Андрей
Добрый день!
У Вас в разделе "Вопрос-ответ" рассмотрен вопрос под № 6 по употреблению табака и электронных систем курения. Однако по мнению Островецкого РОЧС (письмо от 26.10.2021 № 03-21/2895) Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 не входит в систему противопожарного нормирования и стандартизации. Прошу разъяснить существует ли ограничения по употреблению в общественных местах и субъектах хозяйствования электронных систем курения?
У Вас в разделе "Вопрос-ответ" рассмотрен вопрос под № 6 по употреблению табака и электронных систем курения. Однако по мнению Островецкого РОЧС (письмо от 26.10.2021 № 03-21/2895) Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 не входит в систему противопожарного нормирования и стандартизации. Прошу разъяснить существует ли ограничения по употреблению в общественных местах и субъектах хозяйствования электронных систем курения?
Показать ответ
Добрый день. Требованиями пожарной безопасности, включенными в перечень нормативных правовых актов (их структурных элементов), в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов (их структурных элементов), международных договоров Республики Беларусь (их структурных элементов), технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза (их структурных элементов) и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь (их структурных элементов), образующих систему противопожарного нормирования и стандартизации, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2020 г. № 516, не установлены требования к потреблению на субъектах хозяйствования некурительных табачных изделий HEETS посредством системы нагревания табака типа IQOS и других электронных систем курения.
Лилит
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, распространяются ли на арендаторов помещений нормы, установленные главой 2 Общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7, либо данные нормы обязательны для соблюдения только собственниками?
Подскажите, пожалуйста, распространяются ли на арендаторов помещений нормы, установленные главой 2 Общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7, либо данные нормы обязательны для соблюдения только собственниками?
Показать ответ
В соответствии с пунктом 3.5 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее – общие требования пожарной безопасности), в том числе требования главы 2 указанных требований.
Кроме того МЧС сообщает, что согласно пункту 61 общих требований пожарной безопасности ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта при его аренде (субаренде, ссуде) устанавливается в соответствии с договором аренды (субаренды, ссуды), если иное не предусмотрено законодательством.
Кроме того МЧС сообщает, что согласно пункту 61 общих требований пожарной безопасности ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта при его аренде (субаренде, ссуде) устанавливается в соответствии с договором аренды (субаренды, ссуды), если иное не предусмотрено законодательством.
Виталий
При расчете категорий согласно ТКП 474-2013 допускается ли пересчет теплоты сгорания древесины согласно ТУ BY 100725266.010-2010 "Древесина для топливных нужд" (утв. Государственным комитетом по стандартизации РБ) в зависимости от влаги, содержащейся в применяемой древесине?
Показать ответ
Значение низшей теплоты сгорания материала при определении категории здания по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с ТКП 474-2013 «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» не зависит от показателя влажности и принимается
по таблице Е.3.
по таблице Е.3.
Тамара Витикова
Добрый день. Прошу дать разъяснения : какие конструкции на данный момент можно применять в качестве легкосбрасываемых в покрытии зданий производственного назначения? Существует ли перечень таких конструкций с номерами протоколов испытания?
Показать ответ
Добрый день. В соответствии с ТКП 45-2.02-315-2018 «Пожарная безопасность зданий и сооружений. Строительные нормы проектирования» в качестве легкосбрасываемых конструкций при обеспечении пожарной безопасности следует применять конструкции, эффективность использования которых подтверждена испытаниями в соответствии с СТБ 1762-2007 «Конструкции легкосбрасываемые. Метод определения избыточного давления вскрытия». Без проведения испытаний в качестве легкосбрасываемой конструкции допускается применять одинарное остекление из оконного стекла.
Испытательные лаборатории МЧС, аккредитованные Государственным предприятием «БГЦА» руководствуются требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Согласно указанному стандарту испытательные лаборатории обязаны соблюдать конфиденциальность результатов проведенных испытаний, что исключает возможность передачи и предоставления информации о полученных результатах третьим лицам.
Испытательные лаборатории МЧС, аккредитованные Государственным предприятием «БГЦА» руководствуются требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Согласно указанному стандарту испытательные лаборатории обязаны соблюдать конфиденциальность результатов проведенных испытаний, что исключает возможность передачи и предоставления информации о полученных результатах третьим лицам.
Владимир
В административно-хозяйственном здании (10 этажей), принадлежащем нескольким собственникам, установлена единая система противопожарной сигнализации "Бирюза", работающая в автоматическом режиме. Здание обслуживает товарищество собственников, а на обслуживание СПС заключен договор с одной организацией, имеющей лицензию на обслуживание. Однако один из собственников желает заключить договор на техническое обслуживание указанной системы с учетом только своей доли собственности.
Возможен ли такой вариант разделения единой противопожарной системы, работающей в автоматическом режиме в одном здании, на отдельное обслуживание и эксплуатацию по нескольким договорам (разные организации)?
Спасибо заранее.
Возможен ли такой вариант разделения единой противопожарной системы, работающей в автоматическом режиме в одном здании, на отдельное обслуживание и эксплуатацию по нескольким договорам (разные организации)?
Спасибо заранее.
Показать ответ
Система должна обслуживаться в соответствии с проектом. Для консультации по конкретному объекту обратитесь в ваше управление МЧС.
Дмитрий
В соответствии с пунктом 16 Инструкции о порядке хранения веществ и материалов, утвержденной постановлением МЧС Республики Беларусь от 26 апреля 2018 г. № 24, стеллажи, на которых хранятся горючие вещества и материалы, должны быть изготовлены из негорючих материалов и размещаться на расстоянии не менее 1 метра от нагревательных и осветительных приборов.
Если у Нас стеллажи металлические, а настил деревянный, но поставщик обрабатывает настил огнезащитным составом. Считается ли, что этими действиями мы выполнили требования пункта 16 данного постановления ?
Если у Нас стеллажи металлические, а настил деревянный, но поставщик обрабатывает настил огнезащитным составом. Считается ли, что этими действиями мы выполнили требования пункта 16 данного постановления ?
Показать ответ
Пунктом 16 постановления МЧС от 26.04.2018 № 24
«Об утверждении инструкции о порядке хранения веществ и материалов» (далее – Инструкция) установлено, что стеллажи, на которых хранятся горючие вещества и материалы, должны быть изготовлены из негорючих материалов и размещаться на расстоянии не менее 1 метра от нагревательных и осветительных приборов.
В случае, указанном в обращении, не будет являться нарушением требований Инструкции обработка настила огнезащитным составом, при подтверждении группы горючести настила – НГ (негорючий).
Одновременно МЧС сообщает, что в настоящее время проводится комплексная переработка в единый нормативный правовой акт постановлений МЧС, принятых в развитие Общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». В указанном проекте нормативного правового акта требование по хранению горючих веществ и материалов на стеллажах, выполненных из негорючих материалов, исключается.
«Об утверждении инструкции о порядке хранения веществ и материалов» (далее – Инструкция) установлено, что стеллажи, на которых хранятся горючие вещества и материалы, должны быть изготовлены из негорючих материалов и размещаться на расстоянии не менее 1 метра от нагревательных и осветительных приборов.
В случае, указанном в обращении, не будет являться нарушением требований Инструкции обработка настила огнезащитным составом, при подтверждении группы горючести настила – НГ (негорючий).
Одновременно МЧС сообщает, что в настоящее время проводится комплексная переработка в единый нормативный правовой акт постановлений МЧС, принятых в развитие Общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». В указанном проекте нормативного правового акта требование по хранению горючих веществ и материалов на стеллажах, выполненных из негорючих материалов, исключается.
Батюк Дмитрий
Добрый день, в соответствии с постановлением МЧС от 22.05.2018 №36 работники, работа по должности которых связана с хранением, перемещением, применением горючих газов, легковоспламеняющихся жидкостей, подлежат подготовке по соответствующей программе пожарно-технического минимума. На субъектах хозяйствования имеется ряд помещений, в которых ЛВЖ и ГГ используются в минимальном количестве, например, во всех медицинских пунктах используется септоцид (ЛВЖ) в пластиковой таре 1л., в лабораториях для анализов используется этиловый спирт (ЛВЖ) в таре до 1л, в лабораториях установлены газовые горелки (без контакта с запорной арматурой, баллоны установлены снаружи зданий) для нагрева колб. Требуется ли проводить ежегодное обучение данных работников (медсестер, лаборантов и т.п.) по программам пожарно-технического минимума
Показать ответ
В соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, утвержденной постановлением МЧС от 22 мая 2018 г. № 36, работник субъекта хозяйствования подлежит обязательной подготовке по соответствующей программе пожарно-технического минимума, если деятельность работника (согласно его должностным или служебным обязанностям) связана с хранением, перемещением, применением горючих газов, легковоспламеняющихся жидкостей, взрывоопасных пылей, твердых легковоспламеняющихся веществ и материалов.
Таким образом, в случае, если руководителем субъекта хозяйствования в должностные (служебные) обязанности соответствующих работников включены обязанности, связанные с выполнением вышеперечисленных работ, то такие работники полежат обязательной подготовке по программе ПТМ.
Кроме того согласно пункту 62 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» огневые работы – работы повышенной опасности, связанные с применением открытого огня, искрообразованием и нагреванием до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций (электро- и газосварочные работы, газо-, электро-, бензорезка, работы по разогреву битума, нагреву деталей открытым пламенем, применение факелов, горелок). В связи с чем, работы с применением газовой горелки, указанной в обращении, не относятся к огневым работам и соответственно проходить подготовку по соответствующей программе ПТМ не требуется.
Таким образом, в случае, если руководителем субъекта хозяйствования в должностные (служебные) обязанности соответствующих работников включены обязанности, связанные с выполнением вышеперечисленных работ, то такие работники полежат обязательной подготовке по программе ПТМ.
Кроме того согласно пункту 62 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» огневые работы – работы повышенной опасности, связанные с применением открытого огня, искрообразованием и нагреванием до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций (электро- и газосварочные работы, газо-, электро-, бензорезка, работы по разогреву битума, нагреву деталей открытым пламенем, применение факелов, горелок). В связи с чем, работы с применением газовой горелки, указанной в обращении, не относятся к огневым работам и соответственно проходить подготовку по соответствующей программе ПТМ не требуется.
Наталья
Здравствуйте,
Согласно ТКП 369, ГОиЧС разрабатывается отдельным томом или книгой. Это на новое строительство.
А на реконструкцию, модернизацию, нужен так же отдельный том или можно пойти в составе общей пояснительной записки?
Согласно ТКП 369, ГОиЧС разрабатывается отдельным томом или книгой. Это на новое строительство.
А на реконструкцию, модернизацию, нужен так же отдельный том или можно пойти в составе общей пояснительной записки?
Показать ответ
Добрый день. При разработке проектной документации на капитальный ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций включаются в состав раздела «Общая пояснительная записка» (п. 6 ТКП 45-1.02-104-2008 «Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений». Порядок разработки и согласования»).
Одновременно информируем, что официальное разъяснение норм законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляет Минстройархитектуры, как специально уполномоченный государственный орган в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.
Одновременно информируем, что официальное разъяснение норм законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляет Минстройархитектуры, как специально уполномоченный государственный орган в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Беларусь.
Внимание! Вопросы либо информация, оставленные в данных рубриках, не являются электронными обращениями и не подлежат рассмотрению в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Начиная с 2 января 2023 г. подача электронных обращений будет осуществляться с помощью единой (интегрированной) республиканской информационной системы учёта и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
Back