image description

МЧС Республики Беларусь

Теория большого взрыва («Рэспубліка»)

1329

Потушить пожар в жилом доме, ликвидировать химическую аварию с выбросом опасных веществ, вызволить выживших из-под обломков здания… Эти и другие умения наши будущие спасатели теперь могут оттачивать ежедневно: в стране заработал учебно-тренировочный комплекс, аналогов которому в мире нет. Специальные модули создали и установили в Университете гражданской защиты МЧС. Оценить возможности нашей ультрасовременной тренировочной базы приехала группа российских курсантов. Чтобы понять, как там все устроено, на месте побывала корреспондент «Р».

Теория на практике

Университет МЧС, где готовят будущих спасателей, — это не только учебные, жилые и административные корпуса. На большой площадке расположился внушительный комплекс для тренировок с несколькими модулями. Экскурсию по такому необычному объекту для «Р» проводит Игорь Радьков, заместитель начальника университета по службе:

— Чтобы стать спасателем, мало знать теорию — нужны долгие и упорные тренировки, отработка навыков на практике. И, что важно, при тренировках необходимо уделять значительное время разбору допущенных ошибок. Отрабатываешь практический элемент 5 минут, разбираешь 25. Чтобы пришло понимание, где и почему допущена ошибка.

Даже небольшой просчет спасателя может стоить десятков жизней, поэтому в процессе учебы важно досконально отработать каждый шаг. Во время реального ЧП это пригодится. 

— Это учебный класс с новейшим оборудованием, — Игорь Анатольевич проводит меня в кабинет с множеством мониторов. Там курсанты в режиме онлайн видят, как выполняют задания их коллеги. Обсуждают правильность выбранных решений и разбирают ошибки. Тем временем тренировка кипит, идем в эпицентр событий.


Все задания будущие спасатели проходят в полной экипировке.

Приближаемся к открытой площадке, где летят опилки, — курсанты отрабатывают спил аварийных деревьев. Поодаль корпят над резкой металлических и бетонных конструкций. Еще одна группа будущих спасателей слаженно устраняет течь из емкости, где вода — якобы опасное химическое вещество. И это только начало тренировки…

— Сейчас вспыхнет пожар! — очередное испытание для курсантов. Прямо на моих глазах они будут тушить огонь, который за считанные секунды распространился по кухне. Украдкой заглядываю внутрь модуля, и огонь тут же обдает меня жаром. Ярким пламенем полыхает все: плита, кухонная мебель, занавески. 

— Жуткое зрелище! — спешу покинуть помещение. 

В модуль, где искусно сымитирован пожар в жилом помещении, врываются спасатели. Пару минут, и огонь потушен. В воздух поднимается гутой столб дыма. 

— Эффект пожара создают 8 горелок на жидком топливе, — объясняет Вячеслав Лахвич, начальник кафедры пожарной аварийно-спасательной техники. — В подобных тренировочных модулях используют газовое оборудование, но оно дорогое в обслуживании, эксплуатации, да еще и взрывоопасное. В Университете гражданской защиты МЧС разработана система применения жидкотопливных горелок, что намного выгоднее и безопаснее.


Даже на тренировке нужно действовать быстро, слаженно и не допускать оплошностей.

Удалось улучшить и удешевить многие другие стандартные элементы тренировочного комплекса. За счет этого он серьезно выиграл в цене: за рубежом подобный модуль стоит от 300 до 500 тысяч долларов, наш же обойдется всего в 70 тысяч, а то и дешевле.

Десять ЧС в день

Двигаемся дальше: тут курсанты тушат пожар в гараже — горит настоящий автомобиль! От удивления у меня буквально «отвисает челюсть». Не успеваю отойти от увиденного, как зовут на другой объект, где спасают людей из лифта.


Уметь справляться с эмоциями, которые бьют через край в подобных ситуациях, очень непросто.

— Кабина застряла между этажами! Здание обесточено, шахта быстро задымляется! — передает курсант. Мне объясняют: спасатель должен при помощи специального инструмента открыть лифтовую дверь, чтобы вызволить оттуда людей. И как можно скорее! Смотрю на все это действо и понимаю: только из учебных пособий, где поведение в этой ситуации описано в теории, навыки не возьмешь. Нужно вживую отрабатывать алгоритм действий, и не один раз.

Еще один модуль находится в подвале. Там курсанты отрабатывают еще около 10 возможных видов чрезвычайных ситуаций. Например, человек провалился в колодец с водой: боец ловко спускается и спасает манекен из подземелья. Тут же наблюдаю другую ситуацию: курсанты попадают в специальный трехуровневый лабиринт, который в данный момент имитирует проходы между конструкциями обрушившегося здания. 


Специальный трехуровневый лабиринт имитирует проходы между конструкциями обрушившегося здания.

Длина маршрута — 70 метров, и задает его преподаватель — каждый раз меняет передвижные элементы, убирает и добавляет препятствия. Кстати, искать манекен («человека под обломками») они в прямом смысле должны вслепую: в помещение запущен дым — практически нулевая видимость! 

Наблюдаю за тем, как бойцы медленно, но верно движутся к цели: не сразу, но все же преодолевают очередные преграды на пути. В лабиринте очень тесно: человек в полной экипировке спасателя с трудом пробирается вперед. С толку сбивает и жуткая атмосфера в помещении: из динамиков доносятся истошные людские крики, жалобный детский плач и звук обваливающихся стен. Чтобы верно действовать в такой обстановке, нужно иметь стальные нервы и выдержку. Но курсанты продолжают работать, а я чуть ли не теряю сознание. 


Эффект пожара создают 8 горелок на жидком топливе: они намного дешевле и безопаснее, чем газовое оборудование.

К тому же трудностей прибавляют и стробоскопы. Из-за ярких повторяющихся световых импульсов в сильно задымленном помещении легко потерять ориентацию. Человека начнет шатать и водить из стороны в сторону, даже если он видит их боковым зрением. Честно признаюсь, так себе ощущение… В подобных условиях работать очень тяжело.

Комплекс в помощь

— Мы гиперболизировали некоторые моменты: в реальности подобную ситуацию, вероятно, будет легче решить. Но курсанты должны быть готовы ко всему, тренироваться нужно именно в жестких условиях, —один из создателей уникального учебно-тренировочного комплекса Вячеслав Лахвич предлагает стать свидетелем другой инсценировки — после взрыва обрушилось здание с бетонными перекрытиями, нужно спасти людей из-под обломков.

Остаюсь в безопасной зоне: в нескольких метрах от меня курсанты выполняют важную команду. На кону — человеческие жизни. Нужно действовать быстро, слаженно и не допускать ошибок. Спасатель вроде бы все делает правильно: замечает торчащие из-под плиты ноги, специальными инструментами приподнимает ее, чтобы достать человека. Но не тут-то было!

— Ба-бах! — громко обрушивается другая огромная железобетонная плита. Люди погибли.

— Вот так бывает, если не укрепить шаткие конструкции, — Вячеслав Лахвич признается: курсанты специально допустили оплошность, чтобы продемонстрировать мне плохой исход. Переигрываем: оператор с помощью пульта управления меняет задание — отработать ситуации других уровней сложности. За всем действом, напомню, также наблюдают преподаватели и курсанты в учебном классе: в комплексе установлены инфракрасные камеры. Оценить уровень своей подготовки позже в записи смогут и сами герои «фильма». 


Курсанты в режиме онлайн видят, как выполняют задания их коллеги. Обсуждают их решения и разбирают ошибки.

Уникальный учебно-тренировочный комплекс просто напичкан оборудованием для имитации различного рода ЧС. Здесь можно максимально реалистично инсценировать аварию на химическом предприятии, происшествия в затопленных, задымленных подвалах, извлечение пострадавших из труднодоступных мест и многое другое. Будущие спасатели ежедневно проходят эти круги ада: до мелочей отрабатывают тактику поведения и закаляют характер.

Уметь справляться с эмоциями, которые бьют через край в подобных ситуациях, очень непросто. В этом убедилась в очередном модуле. Заходим в типичную квартиру: минуем гостиную и попадаем в детскую комнату, где господствуют огонь и дым. Ничего не видно, тяжело дышать! Но совершенно очевидно, что тут есть ребенок. Из динамиков доносится голос малыша, который неистово кричит и просит о помощи. У меня наворачиваются слезы, подкашиваются коленки, а спасатели хладнокровно пробираются внутрь комнаты. 

Все заканчивается благополучно: ребенок, то есть манекен, спасен! В следующий раз наставники поменяют место, где от пожара пряталось «дитя». Все, чтобы максимально отточить рабочие навыки и уже в реальной жизни спасти от смерти тысячи людей. И большим помощником в этом станет новый учебно-тренировочный комплекс.

Читать на сайте газеты "Рэспубліка".

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть