image description

МЧС Республики Беларусь

Первая смена пожарной аварийно-спасательной части №1 г.Барановичи

963

В рамках проекта #МЧСПомощьрядом мы продолжаем знакомить вас с теми, кто защищает нашу страну и граждан от чрезвычайных ситуаций и повышает уровень безопасности в обществе. Сегодня мы расскажем о первой смене пожарной аварийно-спасательной части №1 г.Барановичи.

– Сдали дежурство, а домой не спешите расходиться, – спросили как-то коллеги у ребят из первой смены, дружно выходивших из отдела. 
– Мы своей традиции не изменяем, – ответили они. 

Потом еще пара встреч, те же вопросы и ответы. Оказалось, ребята после каждого дежурства направляются в соседнее кафе. 

–  В тихой уютной обстановке за чашкой кофе мы разговариваем, шутим, – делится начальник дежурной смены ПАСЧ №1 Александр Шелесный.  – На обсуждение рабочих вопросов у нас табу. Если кто-то обмолвится про работу, сразу покупает булочки, таков уговор. На работе мы в постоянной боевой готовности, а здесь получаем эмоциональную разгрузку. Такой контраст очень важен… 

Бойцов первой смены отличает умение прислушиваться друг к другу, работать сплоченно, командой. 10 профессионалов своего дела и просто хорошие парни, на которых хочется равняться и которым хочется подражать. 

Во главе команды – начальник дежурной смены Александр Шелесный.  Работает в МЧС 11 лет. На должность пришел сразу после института. 

– Поначалу было сложно, – вспоминает Александр. – Тебе 22 года, а в подчинении – опытные работники вдвое старше тебя. Все, что ты знаешь только в теории из институтской программы, они видели на практике сотни раз. Тем не менее, общий язык с людьми новый руководитель нашел быстро: уже через полгода понимали друг друга с полуслова. 

Работа Александра заключается в координации действий личного состава в рабочее время, в том числе во время ликвидации ЧС. Начальник дежурной смены должен постоянно следить за всем. А во время пожара, к примеру, особенно если есть информация, что внутри человек, обязан возглавить звено. 

По словам Александра, ликвидация любой чрезвычайной ситуации, в том числе пожара, – система, которой необходимо учиться. 

– Ты действуешь по определенному алгоритму. К примеру, ликвидация пожара в частном доме – не то же самое, что в многоэтажном. С частным домом все ясно: зашел внутрь, убедился, что нет людей – приступай к тушению. С многоэтажками сложнее. Это подъезд с 30 квартирами. Дым из горящей квартиры может распространяться и вверх, и вниз, и вычислить, где именно происходит горение, бывает непросто, особенно ночью, когда все спят. Ведь часто жильцы других этажей даже не подозревают, что в доме пожар. Эвакуировать иногда приходится целый подъезд, а покидать жилье люди не всегда хотят.  Как-то мы приехали на пожар. Горела квартира на девятом этаже. В соседнем окне стоял человек и просил помощи. Мы подогнали автолестницу, чтобы он мог спуститься. Но, глянув вниз, мужчина ответил: лезьте сами. Тогда его удалось вывести по лестнице. В той горящей квартире, кстати, был человек, – вспоминает боец. – Он чудом остался жив только потому, что уснул в туалете. 

Безусловно, работа спасателей – опасна. Выезжая на ЧС, никогда не знаешь, чем это закончится. Но пожары, по признанию собеседника, – не самое страшное. 

– Когда из окна на два метра вырывается пламя – становится не по себе. Но есть вещи и пострашнее. К примеру, подъем по пожарной лестнице на пятый этаж или хозяин квартиры, который совсем не рад тебя видеть, – смеется спасатель. 

Однажды Александр приехал на вызов – задымление квартиры. 

– Открываем дверь, а там от пола до потолка все завалено вещами: старыми велосипедами, одеждой, мусором. Стал пробираться на кухню по узенькой тропинке. Слышу: за спиной кто-то копошится. Оборачиваюсь – там хозяин с ножом, настроенный очень решительно. Выбираться из «нехорошей» квартиры пришлось через окно. 

Александр, безусловно, профессионал своего дела: выступал за команду Брестского областного управления МЧС среди групп спасения на водах, участвовал в конкурсе «Лучший начальник дежурный смены», соревнованиях по аварийно-спасательным работам на высотах с применением альпинистских технологий. 

В подчинении у Александра – старший инструктор-спасатель отделения дезактивации, дегазации и пожаротушения Александр Запруцкий. В рядах спасателей с 2007 года. Вспоминает, как попал в МЧС. 

– Учился в средней школе, которая располагается напротив пожарной аварийно-спасательной части, – рассказывает собеседник. – Наблюдал за работой спасателей, за красными боевыми машинами, мчащимися на вызов. Со временем эти наблюдения переросли в желание стать спасателем и помогать людям.
Сегодня боец контролирует личный состав, проверяет исправность инструмента, следит за порядком во время дежурства, выезжает на пожары. Александр очень разносторонняя личность. Увлекается плаванием, сплавляется на байдарках, с начальником дежурной смены занимается подводной охотой. 

В постоянной «схватке» с огнем 2 мастера-спасателя отделения дезактивации, дегазации и пожаротушения Евгений Батуринец и Павел Саленик. Павел вспоминает, как пришел в МЧС в 2015 году. Начинал службу во второй смене. Занимался пожарным спортом, альпинизмом, участвовал в различных соревнованиях. В 2018 году сразу на время подготовки к соревнованиям, а затем и на постоянное место работы бойца перевели в первую смену. В обязанности спасателя входит ликвидация пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, работа с альпинистским оборудованием, спасение на водах. 

 – Со многим сталкивался за время работы, – делится Павел. – Помню ночной пожар в д. Деревная. Горел деревянный жилой дом, в котором мог находиться человек. Пламя охватило весь дом, огненные языки вырывались наружу. Медлить было нельзя. Вступили в схватку с огнем, ничего не видно. При проведении боевой работы нашли пострадавшего, к сожалению, уже без признаков жизни. Надолго врезался в память и случай на автозаправке. При заправке газом взорвался баллон в багажнике машины, в которой находился ее владелец. Мужчина был травмирован. Мы совместно с медиками оказывали ему помощь.
Павел не только отличный боец, спортсмен. Он замечательно поет, участвует в конкурсах художественной самодеятельности. 

Результат работы спасателей во многом зависит от оперативности действий водителя. Несмотря на кажущуюся простоту, его работа – одна из самых важных и сложных. Да, водители не тушат пожары. Но от того, насколько оперативно доставят спасателей на место, порой зависят жизни людей. Не первый год за рулем боевых машин водитель отделения связи, освещения и электробезопасности Игорь Волчецкий, водитель отделения химической и радиационной защиты Евгений Юрчик и водитель отделения дезактивации, дегазации и пожаротушения Илья Жавнерчик. Илья, к слову, уже восемь лет работает водителем в ПАСЧ №1 (родной брат Павел также водитель отделения дезактивации, дегазации и пожаротушения в ПАСЧ №1, только смены разные). 

– Проблем хватает и сегодня. Даже просто доехать до места пожара бывает проблематично,  –  делится работник. – Иногда  приходится притормаживать из-за пешеходов: многие ходят в наушниках, зимой – в капюшонах и не видят ничего вокруг. Нередко проблемы возникают и с другими водителями: некоторые не желают уступать дорогу пожарным автомобилям. 

Отдельный разговор – подъезд к месту. Техника габаритная и в некоторые дворы заехать не может. Много проблем возникает ночью, когда весь двор заставлен автомобилями. Приходится останавливаться за много метров. 

За долгие годы Илья стал свидетелем сотен ЧС. Многие случаи надолго врезаются в память. Самым ярким впечатлением за последние несколько лет для Ильи стал лесной пожар в Тартаках в 2018 году. 

– Это было как в фильме, – рассказывает боец. – Просто стена из огня. В тот день было ветрено и пламя распространялось очень быстро. Все выгорало моментально: снизу доверху. 

Трудится в смене и химик-дозиметрист отделения химической и радиационной защиты Александр Жук. Парень работает в должности пять лет. Он также заступает на дежурства, выезжает на пожары. Отличает его лишь то, что в непосредственные обязанности химика-дозиметриста входит ликвидация химических аварий и ЧС с химически опасными веществами и радиационными веществами. Но, к счастью, это единичные случаи. 

– Большая часть работы как химика-дозиметриста – это сбор ртути из разбитых градусников, – рассказывает Александр. – Таких вызовов в сезон простуд бывает по несколько за сутки. 

Несмотря на то, что диспетчеры подробно объясняют позвонившим, как правильно собрать ртуть и что с ней делать потом, многие боятся даже прикасаться к веществу. Одно только слово «ртуть» вселяет в людей ужас. Хотя мало кто знает, что количество вещества, находящегося в градуснике, ничтожно мало и не способно навредить человеку. А для того, чтобы его «обезвредить» окончательно, достаточно просто хорошо вымыть пол и проветрить помещение. 

Кроме градусников химикам приходится иметь дело и с более «серьезными» вещами – осами. 

– Дезинсекция – самая страшная работа, – смеется спасатель. – Представьте, в 30-градусную жару работаешь в прорезиненном костюме, когда и так нечем дышать. А если гнездо еще и на чердаке… 

Вот такие они, бойцы первой смены. Сплоченные одним общим делом, но в тоже время каждый со своей «изюминкой». С замиранием сердца слушаешь песню «Уголек» в исполнении Павла Саленика. С удивлением воспринимаешь рассказы Александра Шелесного о тайнах подводной охоты. А когда грустно и нет настроения, достаточно одной хорошей, доброй шутки оптимиста по жизни Евгения Батуринца...

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть