image description

МЧС Республики Беларусь

Борт в помощь ("Рэспубліка")

438

Спасатель — это не просто профессия, это призвание и образ жизни. В их ряды идет тот, кто отважен и готов рисковать собой во имя спасения чужой жизни. Сотрудники МЧС придут на помощь по земле, по воздуху или в воде. Они готовы к любой экстренной ситуации, для чего постоянно тренируются. В том числе и на уникальном тренажере — самолете, который позволяет смоделировать большинство нештатных моментов на борту. 


Этот Ту-154 уже свое отлетал. Теперь у него вторая жизнь — он тренажер для отработки эвакуации и оказания помощи в полете.

Единственный в своем роде

Находится тренажер на базе Института переподготовки и повышения квалификации МЧС в деревне Светлая Роща, что в двадцати километрах от Борисова. На полигоне оперативно-тактической подготовки снег припорошил  учебные железнодорожные вагоны, контейнеры. Под небом стоят и списанные самолеты, на которых спасатели отрабатывают тушение воспламененных авиа­двигателей.

Рядом в теплом ангаре разместился учебно-тренировочный комплекс по подготовке летных и кабинных экипажей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Состоит он из трех тренажеров. Самый могучий из этих «трех богатырей» — тренажер в фюзеляже Ту-154. Лицом к лицу с ним чувствуется внушительный масштаб воздушного судна. Самолет уже свое отлетал. Теперь у него вторая жизнь — он тренажер для отработки эвакуации и оказания помощи в полете. Электромеханическая поворотная платформа может наклонить этого девятитонного колосса до 45 градусов, чтобы моделировать посадку самолета при подломе стоек или вовсе невыпущенном шасси. Но обо всем по порядку.


Знакомит меня с тренажером заместитель начальника Института переподготовки и повышения квалификации МЧС полковник внутренней службы Андрей Каминский:

— Пилоты и бортпроводники Национальной авиакомпании «Белавиа»  раз в два года должны проходить специальное обучение. В том числе и по аварийным ситуациям на борту. До 2008 года экипажи «Белавиа» ездили на стажировку за границу. Авиакомпания обратилась к нам с рациональным предложением — создать учебный комплекс для тренировки экипажей на базе нашего института. Для этого «Белавиа» передала нам списанный Ту-154. Вместе с Национальной академией наук мы такой комплекс создали.

Кроме пилотов и бортпроводников «Белавиа» на тренажерах комплекса  обучаются противопожарная и аварийно-спасательная службы аэропортов, а также спасатели, в том числе и иностранные. Недавно слушателями курсов по проведению аварийно-спасательных работ на авиационных судах были спасатели из Иордании.


Электромеханическая поворотная платформа может наклонить этого девятитонного колосса до 45 градусов, чтобы моделировать посадку самолета при подломе стоек или вовсе не выпущенном шасси.

Все включено

— Аварийная посадка:  готовится эвакуация пассажиров, возникает пожар, и уже через четыре  минуты судно будет полностью охвачено огнем, — рассказывает мне страшилку Андрей Каминский. — По международным нормативам на эвакуацию пассажиров из самолета отводится не более 90 секунд.

В обычной рабочей обстановке экипажи не сталкиваются с задымлением или пожаром на борту. Однако к любой внештатной ситуации они должны быть готовы. Поэтому внутри тренажера экипажи отрабатывают действия по подготовке судна к аварийной посадке: внештатной, жесткой. Бортпроводники проходят психологическую и медицинскую подготовку, инструкторы показывают им, как  пользоваться противодымными капюшонами со сжатым кислородом, радиомаяком. А пилоты учатся, например, эвакуироваться по тросам через лючки кабины.

За пультом тренажера инструктор по камерам наблюдает за ходом обучения. После упражнений пилоты и бортпроводники смогут сами оценить свои действия на видеозаписи. Также инструктор по команде руководителя занятий делает задымление салона, может наклонять судно, выключать свет в салоне и врубать шумовые эффекты и стробоскопы.


Зашел в салон Ту-154, он пропах дымом. В пассажирском кресле бизнес-класса вальяжно разлегся одинокий  манекен. Попросил инструктора включить все «примочки». Без проблем. От стробоскопов рябь перед глазами, через динамики транслируются крики людей, платформа «уходит из-под ног», по салону из багажной полки с характерным шипением пошел сизый дым.

— Нужно прикоснуться к крышке полки ладонью: если та теплая, значит, внутри уже бьется живой огонь, — Андрей Каминский поясняет действия бортпроводников при задымлении или пожаре на борту. — В таком случае немедля через приоткрытую крышку багажной полки сбиваем пламя огнетушителем.

В обстановке «все включено» слегка дезориентирован, пробую выйти из самолета, ноги и голова плохо координируются друг с другом. Уже на самом выходе возле кухни проход сужается — самое трудное место, голова натурально идет кругом.


Внутри тренажера экипажи отрабатывают действия по подготовке судна к аварийной посадке: внештатной, жесткой.

Тяни-толкай

Также на этом тренажере бортпроводники отрабатывают эвакуацию по аварийному трапу. Он надувной, разложен на высоте аварийного трапа «Боинга-737» — около трех  с половиной метров. Трап под вакуумом запакован в небольшой «кофр» в двери. При подготовке к полету проводник закрывает дверь и снаряжает аварийный трап — цепляет специальную скобу к зажимам в пороге.

Первостепенная задача при эвакуации — не допустить столпотворения. Спускаться по трапу тоже нужно правильно: лучше снять обувь, особенно девушкам шпильки, чтобы не зацепиться; руки и ноги выставить вперед для того, чтобы внизу вас быстро убрали с дороги.

У другого тренажера весьма простая задача — обучить спасателей и бортпроводников правильно открывать двери. Во всех моделях самолетов они толкаются наружу и сдвигаются в сторону носа. Понятное дело, бортпроводники и без этого прекрасно знают устройство дверей, но все же в аварийной ситуации все действия должны быть доведены до автоматизма.


Инструктор по команде руководителя занятий делает задымление салона.

Начинаем водные упражнения

Раз в три года экипажи проходят подготовку по отработке действий при приводнении. Третий тренажер — фрагмент крыла самолета с аварийным выходом рядом с бассейном. В спасательных жилетах бортпроводники выводят пассажиров на крыло. Спускаются в воду парами либо группами. Спасательные жилеты всегда находятся под пассажирскими креслами. А вот надувного плота может в самолете и не оказаться, если борт недолго находится по маршруту над морем.

В аварийной ситуации каждый член экипажа выполняет свои четко определенные инструкциями обязанности. Упражнения в салоне и действия после приводнения отрабатывает весь экипаж, с дверями же — только бортпроводники. Медицинскую подготовку пилоты также не проходят. Бортпроводники в классах изучают общие вопросы и затем в условиях пространства фюзеляжа учатся оказывать первую медицинскую помощь. К слову, на борту имеются две медицинские сумки: одна — для экипажа, в которой нет препаратов — только жгуты, бинты. Вторая — с препаратами для медика, который может оказаться на борту. В фильмах часто показывают ситуацию, когда бортпроводник обращается к пассажирам с вопросом, есть ли в салоне врач: тут ему и все лекарства в руки.

Читать на сайте "СБ. Беларусь сегодня."

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть