image description

МЧС Республики Беларусь

Жизнь, посвященная спасению: из воспоминаний Владимира Андреевича Носоновича

1341

20 лет назад была создана Белорусская общественная организация «Спасатель», объединившая ветеранов пожарной и пожарно-спасательной службы Беларуси. В честь юбилея организации мы начинаем рубрику «Жизнь, посвященная спасению...», где предоставим слово ветеранам, которые расскажут о своем жизненном пути, о приходе в пожарно-спасательную службу, поделятся с нами реальными историями спасения и дадут ценные профессиональные и мудрые житейские советы.  

Малая родина не забыта

Примерно в 15 км от города Бобруйска расположена небольшая деревенька Околица Горбацевичского сельсовета. В довоенные годы деревня насчитывала более 30 дворов, но постепенно население уменьшалось. Молодежь в поисках возможностей для самореализации после окончания школы устремлялась в большие города, а обратного притока не наблюдалось. В этой деревне в феврале 1961 года родился Владимир Носонович, ветеран БГРОЧС, посвятивший долгие годы своей трудовой биографии спасению человеческих жизней от огненной стихии. В настоящее время там остались только 2 местных жителя, остальные ─ дачники. Сохранился родительский дом Владимира Андреевича, за которым присматривает его старшая сестра. Сам он так же не забывает свою малую родину и наведывается в родные края при удобном случае.

Неодолимая страсть - техника

Первые три класса Владимир Носонович закончил в Брожской школе. С 4 по 8 класс учился в Петровичах, а 9 и 10 классы доучивался в школе деревни Каменка. К наукам не тянулся, как честно он сам в этом признается. Ни один школьный предмет интереса у него не вызывал, зато техника с раннего детства была его непреодолимой страстью. Ближайший сосед Носоновичей работал трактористом. Владимир пропадал у него днями, зачарованно наблюдая, как тот ловко управляется с ремонтом «железного коня». С 6 класса Владимир уже самостоятельно ездил на тракторе. Когда Владимир учился в старших классах, учительница дала своим ученикам задание написать сочинение на тему «Кем я хочу стать?». На чистых листочках школьной тетради он уверенно изложил свою мечту – стать водителем. Написал хорошо, с душой. Учительница даже зачитала его перед всем классом. Обычное школьное сочинение стало пророческим лишь с одним нюансом: жизненный путь не сразу привел его к работе водителем в пожарной части.

Первые страницы трудовой биографии

В школьные годы Владимир Носонович вместе со своими одноклассниками прошел обучение профессии тракториста-машиниста. После завершения 10-го класса в совхозе «Гороховский» трудился слесарем по ремонту тракторов, потом получил права и стал работать водителем. В мае 1979 г. Носонович получил повестку из военкомата на весенний призыв в армию.

Обеспечивал связь земли с самолетами

Из Могилева новобранца доставили в Грузию. Парню повезло: служил хоть и на чужбине, но среди земляков. Почти все его сослуживцы были из Минской и Могилевской областей, а командир части ─ бобруйчанин. Служить довелось вблизи г. Кутаиси. В течение всего срока службы был водителем-связистом, возил радиостанцию, обеспечивал связь земли с самолетами.

Демобилизовался Носонович в мае 1981 года. Маму не застал, она умерла, пока он служил. Приезжал в отпуск, когда ей было совсем плохо, но на похороны не успел. Вновь, как и до армейской службы, стал работать в совхозе водителем, а спустя полгода трудоустроился в автобусный парк в Бобруйске. На автобусе ЛАЗ развозил пассажиров по населенным пунктам Бобруйского района. Своих постоянных пассажиров знал в лицо. В одном из рейсов вез подружек, которые часто садились в его автобус. На одной из остановок в почти пустой салон автобуса подсела шумная кампания парней. Самоуверенные и развязные молодые люди стали нагловато «клеиться» к молоденьким пассажиркам. Девчонки, словно испуганные воробушки, растерянно молчали, и было видно, что им неприятно внимание назойливых кавалеров. В эти трудные минуты на помощь подружкам пришел водитель автобуса. Спокойным тоном, но с металлическими нотками в голосе Владимир произнес: «Ну-ка, парни, отодвиньтесь подальше, это наши девчата, не трогайте их». Незадачливые кавалеры недовольно покривились, но наглеть прекратили. После этого случая Владимир еще не раз виделся со своими пассажирками. Девчонки здоровались с ним, иногда о чем-то могли перекинуться словцом. Узнал, что одна из них, по имени Наташа, живет в соседней деревне Брожа. Каждая новая встреча с ней вызывала желание увидеться еще раз. Симпатичная, маленькая, худенькая, русоволосая девушка доверчиво и приветливо улыбалась ему, а у него от ее улыбки таяла душа, и земля плыла под ногами. Владимир понял, что ему недолго осталось ходить в холостяках. Наташа ответила ему взаимными чувствами, и в январе молодые люди сыграли свадьбу. В семье появилось двое деток, а супруги перебрались в город – так было удобнее им по работе.

Водители нужны?

Работа водителя пассажирского автобуса важная и уважаемая. К своим трудовым обязанностям Владимир Андреевич относился с большой ответственностью, но где-то в глубинах подсознания его мучила мысль о том, что это не совсем то, что требует его душа. Очень уж рутинное занятие для молодого, целеустремленного и полного энергии человека ─ годами следовать по одним и тем же маршрутам, строго придерживаясь расписания и остановочных пунктов. В раздумьях о том, где бы можно с большей пользой применить свои знания и умения, Владимир Носонович как-то в один из вечеров после работы зашел в пожарную часть. Подошел к группе находящихся там людей в пожарной форме, поинтересовался: «Водители нужны?». Следует сказать, что в те годы пожарная служба переживала не самые лучшие времена. Несмотря на огромный профессиональный риск пожарных, на заводах у простого рабочего зарплата была в разы выше, чем у спасателей. Перемены в пожарной службе лишь намечались. В 1978 году пожарные части поэтапно военизировались, вследствие чего у спасателей появлялись хорошие перспективы, но молодежь все еще неохотно шла в эту профессию. Появление в части молодого человека, интересующегося возможностью трудоустройства водителем, было встречено с воодушевлением. Один из пожарных решительно схватил его за руку и отвел в кабинет к начальнику части Владимиру Ивановичу Готовцеву.

Процесс трудоустройства прошел быстро. Носонович оформил документы, прошел в Могилеве медкомиссию. Шел 1982 год. Поскольку военизация пожарных частей шла полным ходом, он получил звание рядового и заступил на службу в должности водителя пожарной машины.

Было у кого поучиться

Первое время он осваивался, учился, перенимал опыт старших работников. Всю дальнейшую трудовую биографию посвятил нелегкой профессии огнеборца. Трудился водителем в одной и той же пожарной части и в одном и том же карауле. Тушил пожары и в городе, и в районе. Ему повезло, было у кого поучиться. В те годы вместе с ним трудился водителем Яша Рабкин ─ легенда и счастливый талисман пожарной службы г. Бобруйска. Знал его каждый коренной бобруйчанин. Никто не мог превзойти Яшу в скорости забора воды. Толстенький, невысокий и уже немолодой Яша отличался дружелюбным характером, всегда готов был прийти товарищу на выручку. Он многому научил молодого водителя. Носонович благодаря Яше быстро освоил все профессиональные тонкости и в скором времени уже к нему сослуживцы стали обращаться за советом и помощью.

Лучше Владимира Андреевича никто не знал всех городских улиц и переулков. Знал он все, до кирпичика: где находится каждый гидрант, где проезд. Без всяких карт, указателей и дорожных знаков он всегда знал, как и куда лучше проехать, и пусть создатели навигаторов нервно курят в сторонке. Они не смогли обойти природный навигатор Владимира Андреевича ни по уму, ни по интуиции, ни по техническим характеристикам, ─ рассказывают работники БГРОЧС, которым посчастливилось работать вместе с Носоновичем.

Перекал печей – бич пожарной службы

Беспощадная огненная стихия сурово испытывает на прочность тех, кто ей противостоит. На территории района в 80-е и 90-е года чаще всего горели жилые дома. Перекал печей в зимнюю пору – бич пожарной службы. В те годы стояли очень лютые морозные зимы. Люди беспрерывно топили печи, чтобы надолго хватило тепла. Положение осложнялось тем, что некоторые сельчане, работающие в городе, домой наведывались раз в три дня. Плюс к этому ─ проблема связи. Телефон был только на колхозном дворе, и еще, может, у какого-нибудь самого заслуженного ветерана в деревне. При этом нередко в деревне оставались только пожилые жители, которые были не в состоянии зимой среди ночи бежать, искать телефон. Дороги района в те годы – отдельная тема. Владимир Андреевич помнит свой первый пожар в д. Углы. Отправили на тушение команду из трех человек – водитель и 2 бойца. Зима, снежные заносы, непроглядная ночь. В одном месте над канавкой мостик гнилой шатается. Как по нему проехать? Машина гружена водой, вода колышется и в любой момент даже небольшой крен может стать роковым. Высадил бойцов, поехал сам с открытой дверцей, чтоб успеть выскочить, если машина опрокинется. Мостик выдюжил.

Сынок, помоги!

Теплая пора года не менее беспокойная для пожарных. От разгильдяйства и безответственности горят поля, леса, строения. В одном из населенных пунктов Гороховского сельсовета дети по весне поджигали траву. Огонь перекинулся на 3 подворья. Занялись дома, сараи, прочие подсобные помещения и строения, стога сена. Деревня малонаселенная, в основном дачники там остались, которые большую часть года проживают в городе. Пожарные прибыли, пока одну сторону принялись тушить, подростки с другой стороны подбегают и поджигают сено. Для них это забава, смеются. Поймать бы их, но они в лес убегают, где их там искать? Горело так, что в раскаленном воздухе не только головешки – бревна летали. Техника под повышенной нагрузкой работала. В какой-то момент водитель почувствовал что-то неладное. Похоже, что в двигателе поршень прогорел. Надо гнать машину в часть, а то двигатель заклинит. Что делать? Надо ехать. Воду сливать нельзя, т.к. по Уставу пожарная машина должна ехать полностью заправленная. Через несколько километров, проезжая мимо небольшой деревеньки, видит, что от поджога травы на одном из подворий начинает загораться сарай. Навстречу ему бабушка старенькая чуть не под колеса кидается, плачет: «Сынок, помоги!». По рации связался с руководством, спрашивает, что делать в такой ситуации, когда и техника неисправна, и он без своих бойцов. «Ты можешь сам справиться?», - спросили его на другом конце провода. А куда ему было деваться? Людей вокруг ─ ни души. Бабуля старенькая очень, помочь ему не могла, сама чуть ходила. Все пожарные команды в эти минуты боролись с пожарами в разных местах города и района. Помощи ждать не откуда, тушил один. Надо быть виртуозом, чтобы в одни руки и в считанные минуты справиться с этой задачей: проложить линию, размотать рукав, дать воду, закрепить, чтоб давление было, побежать, взять ствол да потягать его в одиночку.

Когда последний язычок пламени испустил сизый дымок и погас, Носонович в обратном порядке все убрал, смотал и поехал в часть. Бабушка ему потом руки целовала, что спас ее от такой беды.

Впечатлил с первого взгляда

Вот такой он, наш ветеран, ─ с гордостью говорит о Владимире Андреевиче работник БГРО ЧС Владимир Бутко, ─ Я его хорошо помню с той поры, когда только сам начинал работать. Впечатлил с первого взгляда. Смотрю, стоит пожарный, разговаривает с кем-то. Брюки так тщательно отутюжены, что о стрелки порезаться можно. Начищенные хромовые сапоги сверкают, в них как в зеркало можно смотреться. Китель, галстук идеально подобраны. Интересно стало, кто же он такой? Когда мне сказали, что водитель пожарной машины, то не поверил сразу. Сначала подумал, зачем такое щегольство? А потом уже понял, что внешний вид ─ это не мелочь. Дежурный работник ─ это лицо части, по которому судят обо всех остальных пожарных. Граждане, которые по какой-то причине лично приходят в часть, видят перед собой подтянутого, аккуратного, элегантного пожарного, и это повышает престиж всей пожарной части. В таком же безупречном состоянии Владимир Андреевич содержал и свою технику. Его автомобиль всегда был в исправном состоянии, вымыт, вычищен, и в любую минуту готов к выезду.

Всегда на связи

В 2004 году Владимир Андреевич Носонович вышел на заслуженный отдых в звании прапорщика. Некоторое время работал водителем на других предприятиях города, менее опасных и рискованных. Впрочем, это не помогло ему избежать проблем со здоровьем, вызванных переизбытком стрессов и экстремальных условий работы. После двух перенесенных инсультов почувствовал, что, видимо, пришла пора менять ритм жизни на более спокойный и неторопливый. Сейчас, спустя годы, он по-прежнему в зоне доступности для своих бывших сослуживцев, всегда на связи, открыт для общения и готов по первому зову поспешить на помощь тому, кто в ней нуждается.

 

 

 

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть