МЧС Республики Беларусь
Спасатели РОСН "ЗУБР" помогают в извлечении вблизи реки Щара артиллерийского тягача времен ВОВ
30 октября спасатели республиканского отряда «ЗУБР» прибыли в Мостовский район, где нескольких километрах от деревни Дворок проведут работы по подъёму артиллерийского тягача, затонувшего в начале Великой Отечественной войны. Помимо них в работах принимают участие сотрудники ИКК «Линия Сталина», клуб дайверов «Капитан Морган» и Мостовский райисполком.
Затонувший тягач находится в затоке реки Щара. По версии историков, в годы войны в этом месте был мост, соединявший берега реки. В ходе наступательной операции фашисты взорвали путепровод и затопили артиллерийский тягач.
Вчера работники МЧС подняли в воздух квадрокоптеры, чтобы определить расположение тягяча и порядок проведения работ: на первом этапе спасатели проведут откачку воды, а затем приступят к извлечению.
Тягач СТЗ-5
В годы Великой Отечественной войны Красная армия широко использовала в качестве артиллерийских тягачей гусеничные сельскохозяйственные трактора, однако производились и специализированные машины этого класса. Самым распространённым из них стал быстроходный артиллерийский тягач СТЗ-5, использовавшийся для буксировки дивизионных орудий — к примеру, 122-мм гаубиц М-30 или 152-мм гаубиц М-10. Тягач СТЗ-5 производился в 1937-1942 гг. на Сталинградском тракторном заводе, успевшем до начала боёв в городе выпустить 9 944 экземпляров, в том числе 3 438 — до войны. В начале войны на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша». Конструктивно тягач СТЗ-5 был аналогичен массово выпускавшемуся трактору СХТЗ-НАТИ, который был первым трактором массового производства с конструкцией полностью отечественной разработки. Четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА мощностью 52 л.с. обеспечивал тягачу с массой в 5800 кг максимальную скорость 20-22 км/час, но при буксировке орудия по грунтовой дороге она падала до 10-15 км/час. Со сцепкой СТЗ-5 мог преодолевать подъём с уклоном до 17 градусов. Двигатель был многотопливным — запускался на бензине, после чего переключался на питание более тяжёлым керосином или лигроином. Расход топлива на 1 км пути при буксировке орудия достигал 1,5-2,5 литров. Ходовая часть с каждого борта помимо ведущего колеса и ленивца имела четыре обрезиненных опорных катка, сблокированных в две пружинно-балансирные каретки, и два поддерживающих катка. До наших дней уцелело всего несколько экземпляров СТЗ-5, честно прошедших всю Великую Отечественную. И это несмотря на то, что после окончания войны, тягачи СТЗ-5 ещё долгое время были востребованы, в том числе и в народном хозяйстве — благодаря совместимости по запчастям с СТЗ-3, они до 1950-х исправно трудились в народном хозяйстве нашей страны.
Будь готов
Другие новости
Назад