image description

МЧС Республики Беларусь

Вторая жизнь артиллерийского тягача времен Великой Отечественной войны

979
Сегодня на «Линии Сталина» состояпась презентация артиплерийского тягача СТ3-5, извлеченного в ноябре 2023 года при непосредственном участии работников Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР».

Одним из почетный гостей мероприятия стал полковник внутренней службы Зарембо Игорь Леонидович, начальник РОСН «ЗУБР» МЧС Республики Беларусь. Также в рамках презентации для гостей мероприятия состоялась мини реконструкция боя 1941 года на реке Шара, в которой принял участие восстановленный СТ3-5, буксирующий 122-мм пушку 1910/1930 годов.

Справочно: В годы Великой Отечественной войны Красная армия широко использовала в качестве артиллерийских тягачей гусеничные сельскохозяйственные трактора, однако производились и специализированные машины этого класса. Самым распространённым из них стал быстроходный артиллерийский тягач СТЗ-5, использовавшийся для буксировки дивизионных орудий — к примеру, 122-мм гаубиц М-30 или 152-мм гаубиц М-10. Тягач СТЗ-5 производился в 1937-1942 гг. на Сталинградском тракторном заводе, успевшем до начала боёв в городе выпустить 9 944 экземпляров, в том числе 3 438 — до войны. В начале войны на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномёт БМ-13-16 «Катюша». Конструктивно тягач СТЗ-5 был аналогичен массово выпускавшемуся трактору СХТЗ-НАТИ, который был первым трактором массового производства с конструкцией полностью отечественной разработки. Четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель 1МА мощностью 52 л.с. обеспечивал тягачу с массой в 5800 кг максимальную скорость 20-22 км/час, но при буксировке орудия по грунтовой дороге она падала до 10-15 км/час. Со сцепкой СТЗ-5 мог преодолевать подъём с уклоном до 17 градусов. Двигатель был многотопливным — запускался на бензине, после чего переключался на питание более тяжёлым керосином или лигроином. Расход топлива на 1 км пути при буксировке орудия достигал 1,5-2,5 литров. Ходовая часть с каждого борта помимо ведущего колеса и ленивца имела четыре обрезиненных опорных катка, сблокированных в две пружинно-балансирные каретки, и два поддерживающих катка. До наших дней уцелело всего несколько экземпляров СТЗ-5, честно прошедших всю Великую Отечественную. И это несмотря на то, что после окончания войны, тягачи СТЗ-5 ещё долгое время были востребованы, в том числе и в народном хозяйстве — благодаря совместимости по запчастям с СТЗ-3, они до 1950-х исправно трудились в народном хозяйстве нашей страны.

Как извлекали артиллерийский тягача времён ВОВ.

Будь готов

Другие новости


Назад
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть