image description

«Справиться с собой во тьме глубины способен не каждый»: для водолазов-спасателей настала горячая пора

1660

Ледяной панцирь на наших водоемах стремительно истончается. Ночные морозы не успевают возместить ущерб, нанесенный дневным теплом и солнечными лучами. Но увлеченные мужчины, которым нынешней зимой перепала лишь пара-тройка недель подледной рыбалки, все равно стремятся на лед — зачастую с риском для жизни.

Сборы на выезд по тревоге — считаные секунды.

Тревожные новости

В сводках МЧС каждый день находят отражение истории опасных игр со льдом. Так, в минувшие выходные только в Витебской области утонули девять человек — восемь из них были рыбаками, а один решил сократить путь через озеро.

На Вилейском водохранилище из-за внезапного порыва ветра 18 рыбаков оказались отрезаны от берега — застряли на отколовшихся льдинах. Здесь все закончилось благополучно: мужчин эвакуировали на берег.

Во всех подобных случаях на место прибывают специалисты Центра водолазно-спасательной службы Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР» МЧС или областных подразделений. Они имеют специальное снаряжение и оборудование для работы в том числе и под водой. В помощь — множество техники, начиная от гидроциклов и лодки «Пиранья», которая одинаково быстро перемещается и по льду, и по открытой воде, заканчивая эхолокаторами, сонарами.

Лодка «Пиранья» эффективна и на льду, и на открытой воде.

Всего в стране насчитывается около сотни водолазных специалистов, более 20 из них служат в Центре водолазно-спасательной службы, который базируется на Цнянском водохранилище. Отряд при необходимости выезжает в любую точку страны, а если понадобится, то и за ее пределы. Ребята могут спасти тонущего, найти и извлечь из воды утонувший предмет, помочь жителям затопленных паводком территорий. Их привлекают и для технических работ — подводной сварки, резки металлических конструкций, например, при ремонте трубопровода или шлюза. Центр включает два отдела — водолазно-спасательных работ и водолазной подготовки.

Гиперболизированные трудности

Размещение на острове посреди водохранилища не случайно. Благодаря этому водолазы могут тренироваться каждый день. Здесь имеется два пирса: один используется для занятий профессионалов, второй — для обучения новичков.

— Тренировки проходят ежедневно в любую пору года, — говорит Евгений Микульский, водолазный специалист отдела водолазно-спасательных работ Центра водолазно-спасательной службы РОСН «ЗУБР» МЧС. — Рабочая смена начинается около 07:30. Специалисты принимают оборудование, подготавливают и укладывают в машину снаряжение — у каждого личный водолазный костюм с учетом особенностей фигуры. Изучаются происшествия за сутки, причем особое внимание уделяется, конечно, инцидентам на воде.  

А с девяти утра начинаются тактико-специальные занятия — водолазы отрабатывают самые разные ситуации. Выезжая на спасение человека или извлечение тела, мы нередко сталкиваемся с трудностями, но на занятиях стараемся все гиперболизировать. Обычно создаем четыре осложняющих фактора: например, отсутствие видимости, сильное течение, водоросли, сложный рельеф дна.

Для эффективных тренировок под водой создан специальный антураж. Здесь есть даже затопленный автомобиль. Нередко водолазу заклеивают маску, чтобы имитировать условия плохой видимости. Однако опасности для него это не несет. Когда под водой работает один человек, на поверхности его страхует вся водолазная станция. Современное снаряжение позволяет четко слышать друг друга. А если связь прервется — не беда, ведь существует система условных знаков. Их подают с помощью сигнального конца, или линя. Это веревка, обвязанная вокруг пояса водолаза, которая ведет к его напарнику на земле или в лодке. 

При погружении под воду коллеги обязательно страхуют.

После обеда спасатели приступают к занятиям с техникой. На лодках, амфибийных судах, катерах, на воздушных подушках отрабатывается плавный подход к тонущему, способы извлечения из воды. Это тоже, оказывается, целая наука, главное правило которой — не навредить. А еще есть обязательные занятия спортом, ведь со слабыми мускулами обессилевшего рыбака из полыньи не вытащить.

Характер нордический

Чем бы ни были заняты водолазы-спасатели, все дела моментально завершаются, когда звучит сигнал боевой тревоги. В течение считаных секунд они занимают места в своем автомобиле с «Пираньей» на лафете. Промедление может стоить жизни. В холодной воде человек способен продержаться около десяти минут, хотя многое зависит от возраста, физического состояния. Поэтому машина мчится по городским улицам с сиреной и мигалками. Когда авто прибывает к месту назначения, водолазы уже в полной экипировке. Миг — и спасатель опускается в прорубь… 

Тем, кого привлекает суровая романтика таких будней, дорога на Цнянку — работающих под водой специалистов готовят только здесь. Но возьмут в водолазы не каждого. Евгений Микульский подчеркивает:

— Во-первых, нужно иметь отменное здоровье, во-вторых, спокойный и уравновешенный характер. Наша работа требует сдержанности, все действия ­должны оставаться взвешенными, даже во внезапной ситуации. Справиться с собой во тьме глубины, при плохой видимости может не каждый. Бывали случаи, когда человек проходил подготовку, но работать все же не смог.

Сначала молодой водолаз отрабатывает все действия в учебном классе — как двигаться, искать нужный предмет, реагировать на неожиданности. Какие, спросите вы? Иногда полюбопытствовать, как работают люди, приходит большая рыба. И хотя пузырьки воздуха из дыхательной трубки должны ее пугать, зачастую крупный сом или сазан стоит на своем до последнего. А вот когда он все-таки внезапно срывается с места, это становится неожиданностью уже для водолаза…

Затем все действия повторяются с помощью манекенов на полигоне, далее — боевое крещение. Первое погружение — самый главный психологический тест, который покажет, сможет ли человек работать под водой. Хотя, разумеется, с водолазом-новичком всегда идет опытный наставник. Когда же руководитель считает, что человек готов, его задействуют при работе в простой ситуации. Усложнение задач идет постепенно.

Ежедневно водолазы-спасатели отрабатывают способы извлечения тонущего из воды.

Сезонность в деятельности водолазов особо не прослеживается, но определенные тенденции есть. Горячая во всех смыслах пора приходится на весну, когда тает лед, и на начало купального сезона. За спасателями РОСН «ЗУБР» в отличие от специалистов ОСВОДа нет закрепленных зон ответственности для работы. Но они никогда не пройдут мимо рыбака на тонком льду или ребенка без присмотра.

— Ехали как-то технику заправлять. Смотрим — на льду, который только что стал, толщиной пару-тройку сантиметров, детишки катаются. Родители вроде неподалеку — на террасе кафе чай попивают. Самое страшное, что они ничего не успеют сделать, если дети провалятся под лед. Пришлось остановиться, ребят отправить на берег, поговорить со взрослыми, — вспоминает Евгений Микульский. 

За секунды до трагедии

Спасатели напоминают: при выходе на лед обязательно следует надевать спасательный жилет. Особенно если есть сомнения в его крепости, а сейчас, как мы понимаем, они более чем обоснованны. Впрочем, риск провалиться имеется даже в трескучие морозы. Истончить лед могут подводные течения и ключи, которые бьют изнутри, перепады температур. Есть опасность попасть в необозначенную лунку. Всегда тоньше лед вблизи мостов, шлюзов и других гидротехнических сооружений. 

Виталий, которого мы увидели во время прогулки по Цнянскому водохранилищу, — образцово-показательный рыбак: сам в жилете, на шее висят ледовые шилья, или «спасалки». Цепляясь ими, можно выбраться из полыньи самостоятельно. Мало того, устроился он в прямой видимости работников спасательной станции ОСВОД. Но раз уж встретились, спасатели проводят короткую беседу об опасности тонкого льда. Евгений Микульский рассказывает случай, особенно врезавшийся в память. Он едва успел заступить на боевое дежурство ранним зимним утром, как прозвучала тревога. Инцидент случился здесь, на Цнянке. 

Идеальный рыбак: жилет надет, «спасалки» имеются.

Пожилой рыбак пытался пробурить лунку недалеко от моста, где проходит русло реки с довольно сильным подводным течением, — и провалился под лед. Повезло: мимо проходил мужчина с ребенком, бросил ему тюбинг и вызвал помощь. Подобраться было сложно: лед ломался. Бедолага держался из последних сил, не мог хорошенько ухватиться за спасательную доску, руки заледенели. Но спасатели справились, все завершилось благополучно. Надо думать, дедушка с тех пор стал гораздо осторожнее.

Помогать людям Евгению доводилось и вне рабочего времени. Летом он отдыхал на пляже и обратил внимание, как за мужчиной, входящим в воду, топает карапуз лет двух. Отец не заметил, как мальчишка внезапно ушел под воду. Евгений успел его достать: глаза у малыша были огромные, испуганные. Но еще больше перепугались родители, которые буквально на секунды выпустили из вида сынишку — и едва не потеряли его навсегда.

Чудесной называют и историю, которая произошла в феврале в Витебске. У берегов Западной Двины подростки испытывали лед на прочность. Внезапно под 12‑летним парнишкой отломился кусок — школьник провалился, его понесло быстрое течение. Догонять «пловца» пришлось на лодке. Благо уйти под воду ему не дал школьный рюкзак, выступивший в роли поплавка. В общей сложности мальчик пробыл в воде около 15 минут — подоспевшим водолазам-спасателям пришлось подныривать под него, так как парень потерял сознание. Но уже в лодке он пришел в себя. Медики госпитализировали школьника с признаками переохлаждения.

Евгений признает, что 15 минут — это очень много. Повторимся, обычно уже через десять организм прекращает бороться. Специалист резюмирует:

— Это чудо! Ради таких моментов, эмоций спасенных и их родных мы работаем.

Автор: Оксана Невмержицкая

Фото:

Читать на сайте SB.BY

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть