МЧС Республики Беларусь
Информация по уведомлению
УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь
«О радиационной безопасности населения»
Разработчик проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь
«О радиационной безопасности населения»: Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
1. Обоснование необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»:
Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» (далее – проект Закона) подготовлен в соответствии с пунктом 28 Плана подготовки законопроектов на 2017 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2016 № 520.
При подготовке законопроекта учитывались рекомендации миссии МАГАТЭ по оценке регулирующей инфраструктуры (IRRS-миссия), проведенной в Республике Беларусь в октябре 2016 года.
Проектом Закона осуществлена корректировка ряда используемых терминов и их определений (радиационная авария и другие), а также введение новых терминов (бесхозяйный источник ионизирующего излучения, радиационный объект, радиационный инцидент и другие), исключение ряда терминов (вмешательство, трансграничное перемещение источников ионизирующего излучения).
В целях обеспечения четкого предмета регулирования, проектом Закона определен круг субъектов и объектов отношений в области обеспечения радиационной безопасности.
Проектом Закона уточняются функции Совета Министров Республики Беларусь и ряда республиканских органов государственного управления. В частности уточнены функции Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства здравоохранения в целях обеспечения рационального подхода к осуществлению надзора в области обеспечения радиационной безопасности.
Проект Закона вводит типы ситуаций облучения с учетом подходов, описанных в Общих требованиях безопасности МАГАТЭ (GSR Часть 3) «Радиационная защита и безопасность источников излучения», и устанавливает требования по обеспечению радиационной безопасности исходя их типов ситуаций облучения (ситуации планируемого облучения, ситуации аварийного облучения и ситуации существующего облучения).
Проектом Закона уточняются нормы об обеспечении радиационной безопасности при медицинском облучении, в том числе исключается положение о необходимости соответствия пределам доз облучения при медицинском облучении, и вводится положение о выписке из медицинских учреждений пациентов, прошедших терапевтические радиологические процедуры с использованием открытых радионуклидных источников, пациентов с имплантированными закрытыми радионуклидными источниками в соответствии с требованиями, установленными Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Во исполнение принципа обоснования вводятся подходы к обоснованию радиационной безопасности при осуществлении практической деятельности с использованием источников ионизирующего излучения I, II, III категорий по степени радиационной опасности.
Необходимость оценки обоснования радиационной безопасности практической деятельности обусловлена большими темпами технического прогресса, в связи с чем появляется все больше технологий и оборудования с применением ионизирующего излучения, в том числе, не направленных на медицинское обследование и лечение людей.
Определяются виды практической деятельности, приводящие к облучению населения в немедицинских целях (визуализация человека с использованием источников ионизирующего излучения в немедицинских целях) и закрепляется возможность осуществления такой деятельности при условии как ее обоснования в целом, так и обоснования каждой индивидуальной процедуры ее применения в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Главой 3 проекта Закона формируется система обеспечения радиационной безопасности, включающая в себя такие элементы как установление основных пределов доз облучения персонала и населения, дозовых ограничений с целью оптимизации обеспечения радиационной безопасности, установление порядка обоснования радиационной безопасности, порядка работы организаций научно-технической поддержки и экспертов в области обеспечения радиационной безопасности, разработку и введение комплекса технических требований в области обеспечения радиационной безопасности, контроль и учет индивидуальных доз облучения, государственную регистрацию, учет и контроль источников ионизирующего излучения.
Новым в регулировании обеспечения ядерной и радиационной безопасности является закрепление на законодательном уровне положений об организациях научно-технической поддержки области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в том числе целей их деятельности, полномочий для порядка их формирования.
С целью совершенствования законодательства и приведения его в соответствие с рекомендациями документов МАГАТЭ проектом закона определяется порядок ответственности организаций за безопасность при обращении с радиоактивными отходами, а также устанавливаются положения по наделению Совета Министров Республики Беларусь полномочиями утверждать национальную стратегию обращения с радиоактивными отходами.
Проектом Закона устанавливаются общие требования к обращению с источниками ионизирующего излучения, в том числе при размещении, проектировании, возведении, реконструкции, ремонте радиационных объектов и их приемке в эксплуатацию, при проектировании, конструировании, изготовлении (производстве) источников ионизирующего излучения, при поставке источников ионизирующего излучения, а также учитывает особенности обращения с бесхозяйными источниками ионизирующего излучения и требования к обеспечению радиационной безопасности при осуществлении заготовки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов (как деятельности, в ходе которой наиболее часто обнаруживаются бесхозяйные источники ионизирующего излучения).
Установление требований к обеспечению радиационной безопасности при поставке источников ионизирующего излучения обусловлено необходимостью уже на этапе поставки таких устройств обозначить и взять под контроль меры по обеспечению радиационной безопасности при дальнейшем использовании поставляемых радиационных устройств, а также избежать ситуаций, когда поставленные радиационные устройства не соответствуют требованиям Республики Беларусь в области обеспечения радиационной безопасности и (или) их дальнейшее обслуживание не может быть обеспечено в Республике Беларусь.
Введение положения об установлении требований по визуализации животных с использованием ионизирующего излучения связано с тем, что ветеринарная деятельность (в частности, с применением рентгеновского оборудования для визуализации животных), лицензируемая Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, получила в последнее время широкое распространение, что обусловило необходимость установления требований к ее осуществлению.
С целью гармонизации национального законодательства с международными документами, в том числе стандартами МАГАТЭ GSR Part 3, GSR Part 7, проект закона устанавливает создание и поддержание системы управления радиационными авариями как части национальной системы аварийного реагирования, а также дифференцированный подход к разработке мероприятий по аварийной готовности и реагированию на радиационные аварии на основе категорий аварийного планирования. Рекомендация по внедрению категорий аварийного планирования в качестве основы для применения дифференцированного подхода к планированию реагирования на ядерную или радиологическую аварию содержится в отчете по итогам миссии IRRS.
Предложения по разрабатываемому проекту нормативного правового акта просим направить до 18.07.2017 на электронный адрес Post-office@gosatomnadzor.gov.by.
Сведения о контактных лицах:
-
заместитель начальника Госатомнадзора – Асташко Григорий Александрович (8 – 017 226 57 05);
-
начальник отдела организации надзора за радиационной безопасностью источников ионизирующего излучения Госатомнадзора – Ткаченок Ирина Владимировна (8 – 017 200 26 39);
-
начальник управления регулирования радиационной безопасности Госатомнадзора – Антонова Виктория Семеновна (8 – 017 226 57 90);
-
начальник отдела надзора за безопасностью обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами Госатомнадзора – Михайлов Николай Михайлович (8 – 017 226 57 99);
-
главный юрисконсульт сектора правового обеспечения Госатомнадзора – Королёва Кристина Анатольевна (8 – 017 226 58 70).
Назад