МЧС Республики Беларусь
Краткая информация по проведению правового мониторинга Правил аттестации сварщиков
Правовой мониторинг в отношении Правил аттестации сварщиков по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденных Государственным комитетом Республики Беларусь по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике 27 июня 1994 г.
Краткая обобщенная информация о результатах проведения правового мониторинга
1. Объект правового мониторинга
Объектом правового мониторинга являлись Правила аттестации сварщиков по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденные Государственным комитетом Республики Беларусь по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике 27 июня 1994 г. (далее – Правила).
2. Организатор и сроки проведения правового мониторинга
Правовой мониторинг был организован Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, осуществлялся
с 1 февраля 2024 г. (начало) по 1 мая 2024 г. (окончание).
3. Правовые основания правового мониторинга
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65, и подпунктом 13.2 пункта 13 раздела V Плана основных организационных мероприятий Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь на первое полугодие 2024 года, утвержденного начальником Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайных ситуациям 28 декабря 2023 г.
4. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга
Организатором правового мониторинга (МЧС) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:
непосредственный анализ Правил по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции. Специальные показатели МЧС не устанавливались;
направление запросов в 25 (двадцать пять) заинтересованных государственных органов, иных организаций о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Правил (письмо
от 31 января 2024 г. № 40/15-16/88), анализ полученных ответов;
размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на официальном сайте Министерства по чрезвычайным ситуациям в глобальной компьютерной сети Интернет; проведение в период с 1 февраля по 1 мая 2024 г. сбора информации и предложений в отношении Правил (посредством создания специальной темы для обсуждения в специальной рубрике «Правовой мониторинг» на официальном сайте МЧС в глобальной компьютерной сети Интернет);
анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет;
анализ обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, поступивших в МЧС и Госпромнадзор и относящихся к предмету регулирования Правил.
5. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них
Ряд государственных органов и иных организаций высказались о необходимости переработки Правил, в том числе с учетом терминологии Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З
«О промышленной безопасности» и с учетом норм технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регулирующих вопросы сварки и квалификации технологии сварки.
6. Основные выводы по результатам правового мониторинга
Нормы Правил в настоящее время с учетом требований Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур», а также технических нормативных правовых актов являются устаревшими и неэффективными.
При комплексной переработке Правил следует учитывать следующее:
основываться на нормах Закона Республики Беларусь
«О промышленной безопасности» и Закона Республики Беларусь
«Об основах административных процедур»;
нормы приложения 2 к Правилам переработать с учетом современных требований по квалификации технологии сварки;
актуализировать ссылки на нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты;
исключить терминологические несоответствия;
установить требования по аттестации сварщиков полиэтиленовых трубопроводов при помощи деталей с закладными нагревателями и полиэтиленовых трубопроводов нагретым инструментом встык;
приведение к единообразию требований области распространения производственной аттестации технологии сварки (по основным материалам, по диаметру, по толщине, по применяемым сварочным материалам) и области распространения квалификации;
установить единые нормы разбраковки по разрушающему и неразрушающему контролю сварных образцов при аттестации сварщиков.
Назад