МЧС Республики Беларусь
Краткая обобщенная информация о результатах проведенного мониторинга Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 314-З «О государственном и мобилизационном материальных резервах»
1. Сведения об объекте правового мониторинга
Объектом правового мониторинга являлся Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 314-З «О государственном и мобилизационном материальных резервах» (далее – Закон № 314-З).
2. Сроки проведения правового мониторинга и мероприятия в рамках его проведения
Правовой мониторинг был организован Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – МЧС) и осуществлялся в период с 11 июля 2022 г. (начало) до 15 августа 2022 г. (окончание).
МЧС, как организатором правового мониторинга, были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:
непосредственный анализ Закона № 314-З по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции. Специальные показатели МЧС не устанавливались;
направление запросов в 32 (тридцать два) заинтересованных государственных органа, иные организации о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Закона № 314-З (письмо МЧС от 11 июля 2022 г. № 1/05-09/2121), анализ полученных ответов;
размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на официальном сайте МЧС в глобальной компьютерной сети Интернет; проведение в период с 11 июля 2022 г. по 15 августа 2022 г. сбора информации и предложений в отношении Закона № 314-З, анализ полученной информации и предложений;
анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет;
анализ обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, поступивших в МЧС и относящихся к предмету регулирования Закона № 314-З.
3. Поступившие предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них
В рамках правового мониторинга из 32 (тридцати двух) запросов, направленных в заинтересованные государственные органы, местные исполнительные и распорядительные органы и иные организации, ответы были получены на 31 (тридцать один) запрос.
При этом в большинстве из 27 (двадцати семи) ответов сообщалось об отсутствии запрашиваемой информации, касающейся практики применения Закона № 314-З, либо Закон № 314-З оценивался в целом позитивно.
3 (три) государственных органа (Министерство экономики, Министерство энергетики, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь) и 1 (один) местный исполнительный и распорядительный орган (Могилевский областной исполнительный комитет) направили конкретизированную информацию или предложения, касающиеся практики применения Закона № 314-З, включая вопрос финансирования ответственных хранителей.
Информация и предложения касались, в том числе, следующих вопросов:
1) Изложить в новой редакции статью 3 Закона № 314-З, добавив в неё дополнительные цели назначения и использования государственного и мобилизационного материальных резервов такие, как:
обеспечения государственного реагирования на акты терроризма, деятельность террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и массовые беспорядки;
минимизации последствий актов терроризма, деятельности террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и массовых беспорядков;
обеспечения потребностей государства и нужд населения в период чрезвычайного положения, нарастания военной угрозы, мобилизации и в военное время.
2) Дополнить статьи 12 и 16 Закона № 314-З в соответствии с вышеуказанными в статье 3 целями, уточнив и конкретизировав основания и порядок выпуска материальных ценностей мобилизационного материального резерва и их возврата, а также источники финансирования таких операций.
3) Дополнить и уточнить термины, прописанные в статье 18 Закона № 314-З, а именно гражданско-правовую ответственность за нарушение обязательств по поставке материальных ценностей в государственный и (или) мобилизационный материальные резервы и операциям с ними.
4) Предложение изменить полномочия Министерства экономики Республики Беларусь, прописанные в статье 8 Закона № 314-З.
4. Основные выводы по результатам правового мониторинга
Закон № 314-З является в целом качественным законодательным актом, отвечающим современным социально-экономическим условиям, комплексно и системно регламентирующим область регулирования общественных отношений с государственным и мобилизационным материальными резервами.
Однако в связи с необходимостью быстрого реагирования в случае возникновения актов терроризма, массовых беспорядков и иной оперативной остановки в стране и за ее пределами Закон № 314-З требует внесения изменений и дополнений в некоторые положения, чтобы республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации могли быстро и слаженно действовать в области выпуска, замены и заимствования государственного и мобилизационного материальных резервов. Правовое регулирование соответствующих отношений должно быть достаточно эффективным.
Практика применения Закона № 314-З в целом соответствует нормативным предписаниям.
Назад