image description

МЧС Республики Беларусь

Еще несколько аргументов в пользу мирного атома

1449
Представляем вам материал "СБ.Беларусь сегодня"  об оценке экспертами безопасности БелАЭС. 

Дата 26 апреля, день чернобыльской трагедии, неизбежно повысила градус внимания к строительству Белорусской АЭС. От беспрецедентной техногенной катастрофы 1986 года более всех пострадала наша земля, пережитое вошло в генетическую память белорусского народа. Мы более других нуждаемся в гарантиях безопасности нашей станции. Опасения, в сущности, можно свести к двум: возможно ли повторение того, что произошло в украинском Чернобыле и несколько лет назад — в японской Фукусиме? Не грозит ли безаварийная, штатная работа АЭС экологическими проблемами ближайшим регионам и стране в целом?

Проект имеет в своем арсенале весь спектр активных и пассивных систем, которые мировое сообщество вынуждено было принять после событий на японской АЭС «Фукусима». Пассивные вступают в действие автоматически: для перевода реакторной установки в безопасное состояние действия

оператора не требуются. «Это новое слово в технике, ноу–хау российских разработчиков», — подчеркнул Дмитрий Завьялов. Если резюмировать, то избранный для Белорусской АЭС реактор ВВЭР–1200 поколения 3+ является наилучшим из возможных на сегодня вариантов, самым совершенным и безопасным.

Аналогичный атомный блок, фактически копия «наших», островецких, установлен на Ленинградской АЭС–2. Станцию и 5–миллионный Санкт–Петербург разделяют лишь 70 км. Еще меньше, всего 25 — 30 км, расстояние между Армянской АЭС и столицей страны Ереваном. Соседство безопасно!

Все это, отвечая на вопрос корреспондента «СБ», рассказал из Еревана советник министра энергетики Армении и главный советник гендиректора Армянской атомной электростанции Олег Галустян. Он согласился, что выбранный для Беларуси реактор ВВЭР–1200 «во многих отношениях наилучший в мире». Два аналогичных блока ранней модификации на Армянской АЭС без последствия выдержали страшное землетрясение 1988 года.

Специальный совет с участием лучших специалистов со всего мира регулярно проводит независимую экспертизу станции. Ресурс энергоблока оказался настолько высоким, что решено продлить эксплуатацию станции еще по крайней мере на 10 лет с повышением мощности. Модернизацией занимается специально созданный научно–исследовательский центр. Олег Галустян заверил, что армянские атомщики накопили уникальный даже для мировой практики опыт, которым готовы поделиться с белорусскими коллегами.

За ответом на принципиальный вопрос — возможно ли на Белорусской АЭС повторение аварий в Чернобыле и Фукусиме? — редакция обратилась в Университет гражданской защиты МЧС. Ответы уже известных читателю авторов («Ясные контуры безопасности», 30 марта с.г.) начальника университета Ивана Полеводы и заведующего кафедрой Александра Ильюшонка не оставили сомнений: это исключено!

Чернобыльский реактор РБМК даже некорректно сравнивать с реакторами ВВЭР третьего поколения проекта АЭС–2006. В нем вода является не только теплоносителем, но и замедлителем нейтронов. Предусмотрено 4 физических «барьера», препятствующих попаданию радиоактивных веществ во внешнюю среду (в Чернобыле был фактически один). Первый — это топливная матрица, «таблетка». Второй — герметичная оболочка ТВЭЛа. Третий — корпус реактора. Четвертый — контайнмент, о многослойной конструкции которого уже было сказано в статье «АЭС с видом на лес».

Энергоблоки «Фукусима» не выдержали действий перекрестных факторов — землетрясения и цунами. Хотя после первых толчков они были автоматически заглушены, 14–метровая волна вывела из строя резервные системы электроснабжения. Проект АЭС–2006, напомним, использует пассивные системы, которые переводят реактор в безопасное состояние без участия операторов даже при полной потере электроснабжения. Реактор ВВЭР является самозащищенным: сыгравший пагубную роль в Чернобыле человеческий фактор исключен. Тем не менее предусмотрена и «ловушка расплава», которая в аварийной ситуации способна принять материалы активной зоны вплоть до их полной кристаллизации.

Сделано все, чтобы станция работала штатно и безопасно. Поэтому вопрос одного из журналистов — почему, дескать, на АЭС не пускают независимых экологов и можно ли вокруг нее собирать ягоды? — вызвал недоумение у экспертов. Они напомнили, что АЭС — объект стратегический, с особой процедурой доступа: ее лишь надо соблюдать. Дмитрий Завьялов заверил: «Мне неизвестно, чтобы кому–то было отказано».

Председатель Межрегионального общественного экологического движения «Ока» Алан Хасиев считает, что «самодеятельным экспертам» с бытовыми дозиметрами на атомных станциях вообще делать нечего: «Движением «Ока» разработана долгосрочная программа «Общественный контроль в атомной энергетике», реализуемая в форме экологических экспедиций на действующие АЭС, стройплощадки и в атомграды». За 7 лет — 37 экспедиций на десятки станций. Исследования проводятся независимыми специалистами на высокоточном сертифицированном оборудовании максимально открыто, в присутствии СМИ.

С 2013 года «Ока» системно сотрудничает с коллегами из Белорусского общественного объединения «Экологическая инициатива», специалистами Международного экологического института им. А.Д.Сахарова, учеными Национальной академии наук. Для такого подхода, подчеркнул А.Хасиев, БелАЭС полностью открыта: «Атомщики тоже хотят, чтобы их работа была оценена объективно». Опыт этого взаимодействия уже интересен другим странам.

А что же насчет ягод? Отвечая, начальник отдела радиационно–экологических наблюдений Белгидромета Жанна Бакарикова заметила, что ограничения на хозяйственную деятельность накладываются в санитарно–защитной зоне любого предприятия. На БелАЭС она простирается всего на 800 метров от центра и заканчивается оградой. За ней нет никаких ограничений — как на сельскохозяйственную деятельность, так и сбор ягод.

Контролировать экологическую обстановку здесь сможет любой желающий. Но лучше положиться на посты автоматизированного радиационного контроля. Их 10, большинство уже оснащены информационными табло — специально для свободного обозрения. Они работают и накапливают информацию уже сейчас — чтобы после пуска АЭС обстановку можно было сравнить.

...Недовольные есть в разных странах. В июле 2011 года активисты «Гринпис» пробрались на территорию французской АЭС «Трикастен». В мае 2012–го сторонник организации с параплана сбросил дымовую шашку над АЭС «Бюже»... Белорусская станция строится для того, чтобы повысить независимость и конкурентоспособность экономики. Наши земляки–профессионалы, которым предстоит работать вблизи реакторов, не меньше нас заинтересованы в их безопасности. Будем надеяться, что большинство сограждан это понимают и позволят им спокойно делать свое дело.

Виктор ПОНОМАРЕВ, СБ, фото БелТА

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть