МЧС Республики Беларусь
Материал о санитарной авиации МЧС ("Рэспубліка")
Что бы ни случилось, спасатели всегда и везде придут на помощь. Тушат пожары, деблокируют пострадавших в ДТП, достают из воды утопающих, ищут заблудившихся в лесах. На их плечах даже такие специальные задачи, о которых многие не подозревают. Например, авиация МЧС помогает медикам экстренно перевозить в центральные клиники тяжелобольных пациентов — после серьезных аварий, с производственными и бытовыми травмами. При спасении жизней или сведении к минимуму последствий травм важна каждая минута, и летчики МЧС борются за эти минуты. Накануне Дня спасателя начальник ГААСУ «Авиация» Тадеуш Курсевич рассказал корреспонденту «Р», как перевозят вертолетами тяжелых пациентов и экстренно доставляют донорские органы в клиники страны.
Наперегонки со временем
В 2017 году Минздрав передал авиации МЧС в эксплуатацию медицинский модуль. Устанавливается он на вертолет Ми-8, который при необходимости незамедлительно перевезет в любую точку страны пациентов и бригаду реанимации — врача и двух фельдшеров Республиканского центра экстренной медицинской помощи. Ми-8 — надежный универсальный вертолет. Если нет специальной площадки для его посадки, приземлится даже на небольшом клочке ровной поверхности. Запас топлива — на три часа полета, этого достаточно, чтобы добраться даже до самых удаленных мест в стране. К тому же всегда можно заправиться в любом региональном аэропорту.
В 2017 году Минздрав передал авиации МЧС в эксплуатацию медицинский модуль. Устанавливается он на вертолет Ми-8
Ми-8 — надежный универсальный вертолет.
— Решение о выезде принимается коллективно — Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям, — уточняет Тадеуш Курсевич.
Тадеуш Курсевич
Если того требует ситуация, с реанимационной бригадой вдобавок может полететь нейрохирург, кардиохирург или другой узкий специалист, тогда модуль будет дополнительно оборудован.
Решение о выезде принимается коллективно — Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Если того требует ситуация, с реанимационной бригадой вдобавок может полететь нейрохирург, кардиохирург или другой узкий специалист.
Хранится модуль в специальном контейнере на стоянке рядом с вертолетом. Укомплектован стандартным оборудованием реанимационной бригады для перевозки двух человек: системами крепления и оборудованием для транспортировки, дефибриллятором, аспиратором, шприцевым и инфузионным насосами, аппаратом ЭКГ и аппаратами искусственной вентиляции легких. Учитывая специфику авиации, кислородные баллоны изготавливают из углепластика: они занимают меньше места и выдерживают большее давление, к тому же для надежности на них вместо клапанов стоят заглушки. Все оборудование медицинского модуля работает автономно — от аккумуляторных батарей.
Медицинский модуль укомплектован стандартным оборудованием реанимационной бригады для перевозки двух человек.
С 2009 года авиация МЧС выполнила 98 вылетов по перевозке пациентов и донорских органов, в том числе трех человек транспортировали при помощи медицинского модуля. В основном же авиация МЧС перевозит пострадавших без него на вертолетах Eurocopter AS350 в сопровождении медика с оборудованием, только пациент лежит на специальных носилках. Юркий небольшой вертолет особенно хорошо подходит для работы в стесненных городских условиях и легко может обойтись без специальной площадки для посадки. Конечно, лучше бы эти площадки были. Их постройка запланирована близ областных и даже районных больниц. И начало положено. Первая вертолетная площадка оборудована возле Республиканского клинического медицинского центра, что в Ждановичах.
Юркий небольшой вертолет особенно хорошо подходит для работы в стесненных городских условиях и легко может обойтись без специальной площадки для посадки.
В прошлом году авиация МЧС помогла медикам перевезти трех человек в тяжелом состоянии. Все пострадавшие — с ожогами. В самом начале нынешнего года, 2 января, авиация МЧС доставила из Бреста в Минск пациента с коронавирусом. В полете мужчина был без сознания: лежал под капельницей, подключенный к ИВЛ и системам мониторирования.
В самом начале нынешнего года, 2 января, авиация МЧС доставила из Бреста в Минск пациента с коронавирусом. В полете мужчина был без сознания: лежал под капельницей, подключенный к ИВЛ и системам мониторирования.
Максим Плещенко
Командир звена на вертолетах Ми-8 подполковник внутренней службы Максим Плещенко — командир того самого борта, что перевозил брестского пациента:
— Нам поступила команда «срочно на вылет», — вспоминает Максим Плещенко. — Борт с медицинским модулем готовит к вылету целая команда специалистов. Техники собирают модуль и оборудование, по срочному запросу диспетчер службы движения согласовывает воздушный коридор, а метеослужба дает прогноз по заданному маршруту. Летчики запускают двигатели. Погода в тот день играла против нас: низкая облачность, плохая видимость.
Борт с медицинским модулем готовит к вылету целая команда специалистов.
Благо Максим Плещенко летчик первого класса — есть навык и допуск летать и днем и ночью при любой погоде. Забрали бригаду медиков и вылетели в Брест. Полтора часа полета в каждую сторону. В два раза быстрее, чем на машине, когда каждая минута на вес золота.
От мала до велика
На стоянке рядом с Ми-8 — самый большой в мире вертолет Ми-26. Эксклюзивная машина, стран-эксплуатантов таких вертолетов во всем мире единицы.
Тадеуш Курсевич рассказывает, что Ми-26 доставляет тяжелую специальную технику или даже на внешней подвеске поднимает контейнерный госпиталь Республиканского отряда специального назначения МЧС. Этот госпиталь можно развернуть хоть прямо в поле и проводить самые сложные операции. Ми-26 тушит пожары — в прошлом году Ольманские болота и леса в Гомельской области. Если Ми-8 берет на внешнем подвесе три тонны воды, то Ми-26 — все 15. При тушении лесных пожаров эти два типа вертолетов особенно эффективны в парной работе. Ми-26 проливает большую линию, а по очагам помельче работает Ми-8. В прошлом году авиация МЧС закупила подвесы и для вертолетов Eurocopter AS350. В сравнении с гигантом эти французские вертолеты поднимают скромные 500 литров воды, могут сбрасывать их на самые небольшие очаги возгорания, зато с филигранной точностью.
В этом году в России проходят капитальный ремонт четыре Ми-2 авиации МЧС. Они поступят в парк уже весной, как раз перед началом пожароопасного периода. Также на капитальном ремонте в Барановичах один Ми-8Т.
Сейчас авиация МЧС расширяет сферу применения беспилотных летательных аппаратов. Недавно закупили новую партию квадрокоптеров. 17 единиц марки DJI — поменьше, ручных размеров, один внушительный — четыре несущих винта, вес 8 килограммов. Его пока используют в тестовом режиме. Это мощный квадрокоптер с продвинутой целевой нагрузкой: 4К-камера, тепловизор, широкоугольная камера и лазерный дальномер, может летать на одном заряде около 45 минут. Поднимается на высоту до километра и улетает на расстояние до 8 километров от оператора. Основная задача этого голиафа — мониторинг последствий чрезвычайных ситуаций — скажем, ветровала, обрыва линий электропередач, подтопления населенных пунктов и дорог, но будет полезен беспилотник и при поисках потерявшихся в лесах, а также утечках на теплосетях.
Сейчас авиация МЧС расширяет сферу применения беспилотных летательных аппаратов.
Жаркая командировка
Летчиков для авиации МЧС готовит факультет авиации Военной академии, а инженерно-технический состав — Белорусская государственная академия авиации. Подготовка молодого летного состава — процесс длительный. Молодые летчики сразу становятся вторыми пилотами, им дается третий класс, то есть могут летать днем и ночью, но в обычных метеоусловиях. А летчик первого класса — в любых условиях круглые сутки. Правда, чтобы им стать, требуется примерно десять лет подготовки.
Техника и пилоты подготовлены для полетов и по международным воздушным линиям. Это важно, ведь без такой сертификации не обойтись во время оказания помощи другим странам. Например, в прошлом году при тушении пожаров в экосистемах Турции шесть экипажей работали там посменно, каждый по два месяца. Летчики совершили 292 боевых вылета, во время которых сбросили 4190 тонн воды, доставили к месту пожаров 212 турецких спасателей и лесников. Один из наших вертолетов работал в районе Мармариса, другой — в 15 километрах к северу от Стамбула. Летный и инженерно-технический состав авиации МЧС получил большой опыт по ликвидации пожаров в природных экосистемах, особенно при использовании внешней подвески. Этот опыт есть где использовать. Например, когда горят Ольманские болота на Полесье.
ikras@sb.by
Фото Алексея Вязмитинова, Владимира ШУБЫ и из архива героев материала
Будь готов
Другие новости
Назад