Авария на Чернобыльской АЭС. Воспоминания Игоря Евдасева и Чеслава Шота
26 апреля исполнится ровно 35 лет со дня крупнейшей техногенной катастрофы в истории Советского Союза – аварии на Чернобыльской АЭС. В ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий приняли участие сотни тысяч людей: пожарные, военнослужащие, работники МВД, ученые, специалисты министерств и ведомств. Каждый из них, жертвуя собственным здоровьем ради защиты своей страны, проявлял высокое личное мужество и героизм. В нашей рубрике ветераны-пожарные, которые были в числе ликвидаторов, поделятся воспоминаниями о тех непростых и наполненных ответственностью, решимостью и отвагой днях.
Игорь Евдасев

Игорь Евдасев родился в 1960 году в Казахстане. Его отца отправили туда работать после окончания Горецкой сельхозакадемии. Через несколько лет семья вернулась в Беларусь. Школу Игорь заканчивал уже в Могилеве. После школы планировал поступать в военное училище, но недобрал баллов и пошел работать на завод. Через год ушел в армию. После армии в 1980 году устроился на работу в СВПЧ-2 Ленинского района города Могилева на должность старшего пожарного. На пенсию ушел в 1999 году с должности «помощник начальника штаба пожаротушения» в звании майора.
В 1986 году Игорь Евдасев был начальником караула СВПЧ-2 лейтенантом внутренней службы. Об аварии на Чернобыльской АЭС узнал из средств массовой информации.
– Мы молодые были, знали, что есть радиация, что это вредно, но всей серьезности опасности не осознавали.
В августе 1986 года 26-летний Игорь Евдасев в составе сводного отряда был направлен в деревню Савичи Брагинского района. К этому времени Игорь Александрович уже был женат, дочери было 3 года. В задачу пожарных входило тушение торфяников и домов в выселенной зоне. Разместились в детском саду.
Читать далее
– Проезжали через выселенную зону. Впечатление очень удручающее. Техника стоит во дворах, дома открыты, живность домашняя бегает, а людей нет. Пусто. Жутко. А урожай в тот год выдался небывалый – груши, сливы как на картинке. Но срывать и есть мы не рискнули. Тушить торфяники выезжали каждый день. Из-за леса видели груды реактора. Из средств защиты у нас были одни респираторы, больше нам ничего не дали. Респираторы служили, в основном, защитой от пыли. Тушить в них было невозможно из-за высокой температуры. Пожары тушили в обычной брезентовой боевке. По возвращении сами обмывались в душевой, а одежду просто стряхивали. Вот и вся дезинфекция. В зоне работали не более 3-4 часов.

Игорь Евдасев с отрядом проработал в Брагинском районе 2 недели. Каких-то изменений в состоянии здоровья ни тогда, ни со временем он не почувствовал. Говорит, организм крепкий и спортивная подготовка помогла.
Сейчас Игорь Александрович Евдасев – начальник караула пожарного аварийно-спасательного поезда Могилевского отделения железной дороги. Работа не многим отличается от деятельности в МЧС: ликвидация пожаров, аварий, учения, занятия.
Чеслав Шот

Вспоминает ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, ветеран пожарной службы Гродненщины полковник внутренней службы запаса Чеслав Михайлович Шот:
– С 1 по 15 августа 1986 года я был откомандирован в Чернобыльскую зону. По прибытии в город Хойники, где располагался Республиканский штаб, нас распределили по точкам, я был направлен в город Брагин, где и нес службу. Поселились мы в общежитии электросетей. Всему личному составу была дана команда коротко постричься, так как считалось, что радиоактивная пыль, попадая в волосы, повышает радиоактивный фон. Каждый сотрудник утром обязан был принять одну таблетку, их название я не помню, якобы они должны были выполнять некоторую функцию защиты нашего организма. Для защиты органов дыхания от пыли выдавался обычный респиратор.
Ежедневно, без выходных, мы выезжали в 30-ти километровую зону для выполнения боевых задач. Распорядок дня был расписан: в 8.00 на территории Брагинской пожарной части проводился развод, нам ставились задачи на день, возвращались обычно около 16 часов, после чего в обязательном порядке посещали баню. Там мы переодевались в другую форму, чистую. Глядя на те события по истечении времени, очевидно, что мы еще не обладали опытом в ликвидации таких аварий. Однако, несмотря ни на что, в то непростое время мы до конца исполнили свой долг. Лично у меня в семье 5 мая 1986 года родилась дочь, а старшему сыну в то время было 3 года. Мне пришлось оставить на время командировки жену с двумя малолетними детьми, а жили мы тогда в общежитии, я понимал, что исполнить свой долг в трудное для страны время – это дело чести.
Читать далее
За добросовестное исполнение своих обязанностей в Чернобыльской зоне в 1986 году я был отмечен приказом Министра внутренних дел БССР и награжден нагрудным знаком «Лучшему работнику пожарной охраны».

В 2016 году меня пригласили поучаствовать в международном форуме, посвященном 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС в Минске, который проводился под эгидой Госкорпорации «Росатом». Я в числе других ликвидаторов был награжден нагрудным знаком Российской Федерации «За ликвидацию радиационных аварий», который мне вручил посол России в Беларуси Александр Суриков.
Безусловно, это не только моя награда, это оценка труда всех бойцов и офицеров пожарной службы, принимавших участие в ликвидации аварии на ЧАЭС. К сожалению, многих уже нет среди нас. Осознавая это, хочется обратить внимание молодого поколения на ценность жизни, мирного неба над головой и спокойных дней.