МЧС Республики Беларусь
Проект «Война сквозь женские сердца»: Галина Прокофьевна Шашкова
Валентина Романова, ведущий специалист финансово-экономического отдела Витебского областного управления МЧС, рассказывает историю из жизни своей бабушки и её семьи.
Война – это страшное слово, путь которой проложен тысячами невинных жизней простых людей, которые хотели существовать не в военных архивах, а просто Жить. Война 1941 года отпечаталась на страницах истории кровавым пятном.
78 лет без мамы
Моя бабушка, Шашкова Галина Прокофьевна – живой свидетель той страшной войны – не раз рассказывала нам о военных воспоминаниях, которые она пронесла через всю свою жизнь. Когда началась война, ей было восемь лет, старшим сестре Ольге – 15, а брату Юльяну – 14, старшие братья Антон (1921 г.р.) и Лев (1923 г.р.) уже готовы были стать на защиту своей Родины.
Шашков Антон Прокофьевич прошел всю войну, в 1943 году награжден Медалью «За оборону Ленинграда», после серьезных ранений в 1944 году эвакуирован и отправлен на дальнейшее лечение в тыл.
Шашков Лев Прокофьевич в 1940 г. был призван в армию. В 1941 г. окончил техническую школу и был направлен в летную школу в г. Чернигов. Участвовал в боях под Ростовом. Продолжил военную службу в Средней Азии, на Кубани, в Армавире.
Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейными медалями.
Шашков Юльян Прокофьевич ушел в партизаны в Буевский отряд 1-ой Белорусской бригады Шмырева М.Ф. к двоюродному брату командиру взвода Василевскому Захару Васильевичу. Ещё двое двоюродных братьев, родные братья Захара Василевские Егор Васильевич и Василий Васильевич уже воевали с первых дней войны. Лейтенант Василий Васильевич, начальник химической службы 225 отдельного саперного батальона пропал без вести в боях за Родину в августе 1941 г., а советский летчик – ас Егор Васильевич с боями дошёл до Австрии и в 1946 г. за многочисленные подвиги в сражениях ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Родители бабушки мой прадед Шашков Прокофий Захарович (1894 г.р.) и прабабушка Шашкова Анастасия Петровна (1896 г.р., девичья фамилия Василевская) к началу войны вместе не жили. Анастасия (но все называли её Надеждой) растила детей одна. До войны работала на двух работах: почтальоном и уборщицей в детском саду, куда иногда приходилось брать с собой мою бабушку – свою младшую дочку. Моя бабушка помнит ещё те спокойные дни и множество игрушек, с которыми ей разрешали поиграть пока её мама приводила в порядок детский сад. Но с началом войны многое изменилось. Имея непримиримый и твердый характер, переполненная ненавистью к врагу, Анастасия навсегда вошла в историю Витебского подполья.
Из воспоминаний бабушки и её сестры Ольги: «Мама была очень активным, справедливым и честным человеком. Связь с партизанами была налажена сразу же, когда в партизаны ушли Захар и Юльян. Мама начала печь хлеб для защитников родины, снабжала информацией о происходящем в родном городе, а в 1942 году наш дом на улице 1-ой Эсперанта, 17/1 (теперь улица 1-я Чернышевского, 13/1) стал одним из важнейших конспиративных квартир подпольщиков Витебска, хозяйкой которого была наша мама Шашкова Анастасия Петровна (этот адрес упомянут в книге «Памяць: Гістарычна-дакументальная хроніка Віцебска: у 2-х кн.»)».
Моя прабабушка Анастасия вошла в подпольную группу Анны Гребеньковой, которая действовала в Витебске с конца 1941 г. по февраль 1943 г. и объединяла 10 человек.
В книге Н.И.Дорофеенко «Витебское подполье» я прочла о том, что для сбора разведывательных данных Анна Гребенькова подключила всю свою подпольную группу, а боевой помощницей разведчиков стала и моя прабабушка Анастасия Петровна.
Из воспоминаний бабушки: «Когда мама уходила на задания, я оставалась под присмотром старшей сестры Ольги. Однажды мама долго не возвращалась. Но мы все равно ждали и верили, что она вернется. Через три недели мама вернулась домой с зерном в мешке, а в нём было оборудование для связи. Из рассказов я помню, что мама была в Москве».
По страницам книги «Памяць: Гістарычна-дакументальная хроніка Віцебска: у 2-х кн.»: подпольщики содействовали бесперебойной работе радиостанций; летом 1942 г. моя прабабушка Анастасия вместе с другими подпольщицами доставили питание к рации из-за линии фронта.
Однако, в феврале 1943 г. в результате предательства Анастасию и других подпольщиков арестовали и после пыток они были расстреляны на территории «5-го полка».
Из воспоминаний бабушки: «То, что мы остались без мамы, мы узнали спустя некоторое время от знакомых людей, которые видели её в застенках. После того, как её арестовали, на нашей улице проходили облавы, выводили всех на улицу и вели к месту сбора для вывоза в Германию. Один раз нам с сестрой и другими детьми удалось сбежать, спрятаться за сараями и с наступлением темноты вернуться домой, но только до следующей облавы, после которой всех погрузили в эшелон и увезли в неизвестном направлении. Доехали мы только до г.Лида, что в Гродненской области, и только потом стало понятно, что дальше партизанами и советской авиацией были взорваны железнодорожные пути, чтобы не допустить вывоза людей из страны. После освобождения Витебска мы с сестрой вернулись в свой родной город, где на нашей улице уцелел после бомбежек только один дом – наш родной».
Сейчас бабушка вспоминает, как в начале войны её мама обошла вокруг дома несколько раз с иконой и молитвой.
Всем смертям назло дети моей прабабушки Анастасии, кроме Юльяна, пережили эту страшную войну. В те тяжелейшие голодные послевоенные годы все воспитание и заботу о моей бабушке взвалила на свои хрупкие плечи её старшая сестра Ольга Прокофьевна, которой и самой то в конце войны было всего 20 лет. В 1950 г. моя бабушка Галина Прокофьевна окончила 7 классов школы №6 г.Витебска, а в 1953 г. – Полоцкий лесной техникум, и после его окончания по распределению начала свою самостоятельную жизнь в г.п.Оболь Шумилинского района, где и проработала до пенсии в Обольском лесничестве. Сейчас моей бабушке Галине Прокофьевне 87 лет, в г.п.Оболь она встретила своего будущего мужа моего дедушку Лузгина Петра Архиповича, с которым вместе создали свою большую семью: родили и вырастили шестерых детей (три двойни), и сейчас у неё 14 внуков и 11 правнуков. Одну из дочерей она назвала в честь своей героической мамы.
После таких рассказов, мы снова и снова говорим себе и своим детям о необходимости сохранения Мира на земле, который находится только в наших руках.
Будь готов
Другие новости
Назад