МЧС Республики Беларусь
Пожарный аварийно-спасательный отряд на объектах Минского метрополитена
В рамках проекта #МЧСПомощьрядом мы продолжаем знакомить вас с теми, кто защищает нашу страну и граждан от чрезвычайных ситуаций и повышает уровень безопасности в обществе. Сегодня — рассказ о пожарном аварийно-спасательном отряде на объектах Минского метрополитена.
История создания пожарного аварийно-спасательного отряда напрямую связана с развитием Минского метрополитена.
В 1984 году минчане получили замечательный подарок к 40-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков – была запущена первая линия метро от станции «Институт Культуры» до станции «Московская» протяженностью 7,84 километра с восьмью станциями, по которым началось регулярное движение поездов метрополитена. С тех пор он стал динамично развиваться, ведь с пуском метрополитена была решена назревшая транспортная проблема. На сегодняшний день метрополитен – это самый быстрый, комфортабельный, надежный и экологически чистый вид городского пассажирского транспорта. Только в прошлом году среднесуточная перевозка составила почти 600 тысяч пассажиров.
Для того чтобы обеспечивать безопасность такого объекта, а также ликвидировать последствия нештатных ситуаций, которые могут возникнуть на объектах Минского метрополитена появилась необходимость создать специальное подразделение МЧС. Так, 15 августа 2006 года был создан пожарный аварийно-спасательный отряд учреждения «Минское городское управление МЧС» на объектах Минского метрополитена.
Первоначально здание отряда находилось по улице Космонавтов и располагалось совместно с пожарной аварийно-спасательной частью №35. В феврале 2015 года отряд переехал в собственное строение в центре Минска на улицу Иерусалимскую.
Главная задача отряда – предотвращение и ликвидация ЧС на объектах хозяйствования Минска и объектах метрополитена. В подразделении созданы служба поисково-спасательных работ и пожаротушения, служба химической и радиационной защиты, служба по организации физической подготовки и спорта, газоаналитическая лаборатория.
С сентября 2021 года отряд возглавил подполковник внутренней службы Cергей Жоров. После окончания Гомельского среднего пожарно-технического училища МЧС в 1999 году он работал на различных должностях среднего начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям столицы. В 2011 году стал заместителем начальника отряда и проработал в этой должности до 2021 года. Сейчас заместителем является майор внутренней службы Никита Кисель.
– Наш отряд – это достаточно уникальное подразделение на территории города, в состав которого входят служба химической и радиационной защиты, служба поисково-спасательных работ и пожаротушения. Но самое главное – наше подразделение стоит на защите сложного и важного для города объекта, которым является метрополитен. Каждый спасатель в отряде – это профессионал, который может стать надежной защитой человека от огня, природных катаклизмов и любой другой ЧС, – прокомментировал начальник пожарного аварийно-спасательного отряда Сергей Жоров.
Для ликвидации последствий химических аварий ежедневно на боевое дежурство заступают работники службы химической и радиационной защиты. Они не раз доказывали свой высокий профессионализм при боевой работе.
Спасатели службы поисково-спасательных работ и пожаротушения отряда постоянно выезжают на различные чрезвычайные ситуации и обладают серьезным опытом. Например, водитель-спасатель службы поисково-спасательных работ и пожаротушения отряда Роман Комаров работает в МЧС с 1997 года. Сейчас он передает молодому поколению спасателей свои знания и опыт, приобретенные за годы службы. Закаляет молодых бойцов, ведь спасатель должен обладать крепкой психикой, высокой стрессоустойчивостью.
– События на пожаре могут развиваться непредсказуемо, да и не всех людей удается спасти: иногда они гибнут на глазах, и это необходимо пережить, – объясняет Роман.
На счету Романа десятки спасенных жизней, но один случай спасения ребенка на пожаре останется в его памяти навсегда. Поступило сообщение о пожаре в квартире по улице Берестянской. По предварительной информации, в квартире находился малолетний ребенок. Подъезжая к дому, заметили, что из окна квартиры вырывается огненный смерч, закручивающийся в жгут, а у соседнего окна стоит женщина и на расстоянии вытянутой руки держит ребенка. Спасатели незамедлительно установили выдвижную лестницу и, не теряя и минуты, начали спасение. Забрав ребенка у матери и передав коллегам, Роман приступил к спасению женщины. В последующие секунды у спасателя появился страх и недоумение: женщины у окна не было.
– Сразу появились мысли: где она? Неужели бросилась в огонь? А может в квартире есть еще дети? А может ей стало плохо? – говорит Роман. – Включившись в противогаз и взяв маску для спасаемого, я ринулся к окну. Оконный проем оказался маленьким, и, с трудом перегнувшись через него, я заметил женщину, лежавшую рядом. Понимаю, что влезть в окно я не могу, а соседняя комната горит открытым пламенем. Пришлось снять с себя противогаз, залезть в окно, а затем втащить оборудование. Надев маску на женщину, появилась другая дилемма: как теперь с оборудованием и пострадавшей выбраться из горящей квартиры назад по лестнице, так как первоначально одному это сделать было сложно. И я принял решение – ждать подкрепление в горящей квартире. Увидев плотное одеяло, которое лежало на кровати, подложил его под дверной проем, чтобы сократить приток дыма в комнату. Спустя некоторое время услышал звуки своих коллег.
Женщине и ребенку была оказана необходимая помощь. Причиной пожара оказалось короткое замыкание холодильника, расположенного в коридоре. Сначала загорелся он, затем одежда и другие предметы, находящиеся в квартире. Семья до последнего не ощущала запах дыма, а когда заметила, то оказалось слишком поздно. Трудности, которые возникли на этом пожаре, только закалили характер Романа и навсегда остались в его памяти.
Поскольку основной вектор работы отряда сосредоточен на объектах метро, спасатели постоянно изучают планировку станций, тренируют свои навыки, отрабатывают на практике различные вводные.
– Работники должны знать все технические особенности работы подземного вида транспорта, ориентироваться в коридорах станций и тоннелях. В случае возникновения чрезвычайной ситуации в метро необходимо максимально быстро принимать решения, определять, где происходит загорание и как в кратчайшие сроки его ликвидировать. Конечно, работа при чрезвычайных ситуациях осложняется тем, что метрополитен находится под землей и является самым загруженным видом транспорта, а значит для успешной ликвидации к месту вызова будет направлено большое количество техники и личного состава. Необходимо постоянно взаимодействовать с персоналом станций и правильно организовать работу по ликвидации происшествия, в том числе по эвакуации людей из опасной зоны, – рассказывает заместитель начальника отряда Никита Кисель.
Каждый день спасатели отряда заступают на боевое дежурство и готовы принять любой вызов стихии, стать плечом к плечу с коллегами из других районов города, чтобы защитить здоровье и жизни минчан.
Будь готов
Другие новости
Назад