image description

МЧС Республики Беларусь

Гордимся и защищаем: Софийский собор и Спасо-Евфросиниевский монастырь

2183

В Год исторической памяти МЧС начинает новый проект. В нем мы расскажем о важнейших объектах Республики Беларусь в экономической, культурной и социальной сферах и о том, как работники МЧС стоят на страже их безопасности, помогают сохранить для будущих поколений исторические здания, природные богатства и современные эффективные предприятия.

Софийский собор в Полоцке, вероятно, одна из старейших церквей на территории Беларуси. Строительство Софийского собора начал князь Всеслав Чародей в 11 веке. Собор стал точной копией Византийской святыни и символом независимости, государственности и силы Полоцкого княжества.

Храм возвели на слиянии двух рек: Палаты и Западной Двины. Полоцкая София выглядела очень симметрично и имела семь глав. Центральный купол был окружен четырьмя куполами, имеющими меньший размер. У крещальни и лестничной башни были свои главы. Все это создавало великолепный композиционный образ сооружения. Стены храма были украшены фресками, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Софийский собор служил не только местом для молитв – в здании находилась библиотека, архив, магистрат, казначейство. В церкви хранились религиозные святыни и государственная казна, провозглашали войну и мир и проводили встречи послов. Собор отличался от киевского и новгородского тем, что в нем не было галерей. В храме было три апсиды, а не пять.

С момента своего возведения храм служил крепостью, которая оберегала князя и его дружину от опасностей. Софийский собор в Полоцке часто украшали и неоднократно перестраивали. Он поразил своей необыкновенностью и грациозностью царя Ивана Грозного, вошедшего с армией в границы ВКЛ в 1563 году. Собор являлся крупным культурно-просветительским центром, а также усыпальницей для полоцких князей – было раскопано 16 саркофагов.

В течение нескольких столетий храм стал кафедральным собором епископов Полоцка и духовным символом города.

Софийский собор сегодня

В самой древней части церкви сохранились части фрески 11 века. Перестроенный в стиле позднего Виленского барокко храм получил новый интерьер. Кроме барочных колонн появились фигурные карнизы, лепные украшения и необычная цветовая гамма. Часть алтаря отделена от центрального нефа при помощи высокой преграды, к своду которой примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. На алтарной преграде сохранилась копия фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря и Спас Нерукотворный». Около собора находится один из Борисовых камней.

В большом концертном зале храма проводятся фестивали и концерты органной и камерной музыки. В нем выступали такие виртуозы, как Вероника Вебер-Геркен (Германия), Пьер Живо (Франция) и другие.

bd514e7e77217960fbd7681b4d594592.jpg

Спасо-Евфросиниевский монастырь

Некогда могущественный и именитый, Полоцк занимал одно из первых мест в иерархии древнерусских городов и был славен своими храмами, обителями, самобытной школой зодчества, ремеслами. Уже в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, в земле Полоцкой была учреждена епископская кафедра. А спустя несколько десятилетий, во время правления князя Всеслава Брячиславича, на высоком холме Полоцкого детинца был возведен величественный собор Святой Софии «о семи верхах» – символ духовной мощи и политической независимости молодого княжества. XII столетие стало для Полотчины золотой порой расцвета иноческой жизни. В это Богом благословенное время здесь просияла великая угодница Божия преподобная Евфросиния, прославившая Полоцк в веках.

Преподобная Евфросиния, основательница Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, родилась в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия Всеславича и княгини Софии. Она являлась прапраправнучкой святого равноапостольного князя Владимира. До принятия иноческого пострига княжна носила имя Предслава. С ранних лет святая полюбила молитву, чтение духовных книг и учение. Была она прекрасна лицом, и многие славные князья желали взять ее в жены своим сыновьям. Когда Предславе исполнилось 12 лет (этот возраст считался возрастом совершеннолетия), родители решили выдать ее замуж. Но отроковица, чувствуя в душе горячее желание всецело посвятить себя на служение Господу, тайно покинула родительский дом и пришла в монастырь, где в то время игуменией была ее тетя, вдова князя Романа. Увидев красоту и юность своей племянницы, а также опасаясь гнева ее отца в случае пострижения, игумения стала уговаривать Предславу отказаться от своего намерения. Но святая княжна ни во что вменяла «славу мира сего», не устрашалась трудностью монашеской жизни, оставаясь непреклонной в своем решении идти вслед за Христом. Удивилась игумения разуму отроковицы и любви ее к Богу и повелела исполнить волю ее. Предслава приняла постриг с именем Евфросиния, в честь преподобной Евфросинии Александрийской, подвизавшейся в V веке в Египте. Некоторое время святая пребывала в этом монастыре, повинуясь игумении и сестрам. Затем по благословению Полоцкого епископа Илии преподобная Евфросиния поселилась в келии-голубце Полоцкого Софийского собора. Кроме молитвы и духовного чтения Полоцкая княжна занималась переписыванием Божественных книг. Плату, получаемую от продажи этих книг, святая отдавала нуждающимся.

Преподобная Евфросиния, заботясь о благоустройстве монастыря, пожелала возвести на месте ветхого деревянного Спасского храма каменный. На это святое дело Господь призвал зодчего Иоанна. Не раз на рассвете зодчий слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Иоанн пришел к святой Евфросинии и спросил ее: «Ты ли, госпожа, посылаешь меня на это дело?» Она же ответила: «Нет. Если и не я тебя посылаю, то Того, Кто тебя призывает на такое дело, – Того послушай прилежно и с усердием». Спасский храм был построен всего лишь за 30 недель. Когда постройка церкви была уже почти закончена, строители обнаружили, что на завершение ее не хватает кирпича (плинфы). Святая Евфросиния с горячей молитвой обратилась к Богу, и утром в печи были найдены плинфы. В тот же день было завершено строительство Спасской церкви. Стены храма расписали лучшие мастера того времени.

Будучи уже в преклонном возрасте, преподобная Евфросиния пожелала посетить Святую Землю. Поручив управление полоцкими монастырями родной сестре монахине Евдокии, в 1173 году она отправилась в путь, взяв с собой брата своего Давида и двоюродную сестру монахиню Евпраксию. На пути в Иерусалим святая встретила Византийского императора Мануила Комнина, шедшего войной на венгров. Император с честью послал ее в Царьград (Константинополь). Там преподобная купила различные фимиамы и золотую кадильницу.

В Святом Граде преподобная Евфросиния просила Иерусалимского Патриарха отворить ей врата Гроба Господня, что и было исполнено. Святая три дня подряд приходила поклониться Гробу Господню, куда она пожертвовала золотую кадильницу с фимиамами и много золота. Преподобная молилась Богу, чтобы Он принял дух ее в Иерусалиме. Молитва святой была услышана. Она мирно отошла ко Господу 23 мая / 5 июня 1173 года, пролежав на одре болезни 24 дня. Перед кончиной ей явился Ангел и сказал: «Блаженна ты в женах, благословен труд твой. Вот уже отверсты тебе двери райские, и все Ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою». Угодница Божия была похоронена в монастыре преподобного Феодосия Великого при паперти церкви Пресвятой Богородицы, недалеко от Иерусалима.

Сейчас к святым мощам преподобной приходят тысячи людей. Они получают от них благодатную помощь и исцеление от недугов. Некоторые чудесные исцеления от святых мощей записаны в летописи монастыря для будущих поколений.

Спасатели Полоцка всегда гордились своим историческим наследием, стараясь сохранить безопасность на объектах.

Главная составляющая работы – безопасность: выступления в трудовых коллективах, проведения мониторингов, совместных профилактических мероприятий. Результат совместной деятельности – безопасность работников и посетителей историко-культурных ценностей.

Особую значимость, для работников МЧС имеют идеологические мероприятия в стенах Софийского Собора и Спасо-Ефросиньевском монастыре. Одно из запоминающихся – присяга на верность Отечеству проходит в Софийском Соборе, что стало традицией. Ежегодно 19 января в День спасателя работники МЧС встречаются в стенах культурно-исторического наследия, чтобы принять в свои ряды пополнение – молодых работников МЧС.

«Полоцк и Софийский собор – наша историческая и культурная ценность, это корни нашего государства и развития белорусской народности. Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, присягая на верность Отечеству, убеждены в дальнейшем процветании Беларуси и незыблемости суверенитета молодого независимого государства», – рассказывает начальник Полоцкого подразделения Сергей Аваднев.

Нередко проходят встречи архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия с представителями Полоцкого подразделения МЧС. Владыка приводит примеры из жизни человека и о силе молитвы.

Молебен перед началом всякого доброго дела с прошением у Господа благословить каждого полоцкого спасателя на грядущий год и на грядущие дела по спасению жизни людей и по оказанию всякой помощи, которая имеет нужду, – ежегодная традиция представителей церкви и работников МЧС.

В адрес пожарных всегда можно услышать множество хороших слов. Все это, конечно, правда. Но правда и то, что все они без исключения гордятся своей профессией, своей родиной и культурным наследием своего государства. Спасатели всегда готовы защищать не только граждан, но и свое наследие.

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть