МЧС Республики Беларусь
Хроника мужества: коллективный подвиг на повседневной работе
Описывать историю можно традиционно, опираясь на даты, ссылаясь на год, века и тысячелетия. Но прошлое— это и летопись бедствий, с не меньшим основанием жизнь можно измерять и такими событиями, как чрезвычайные ситуации. Пожары, аварии и катастрофы, как правило, быстротечны, но в них концентрированно и истинно проявляются люди, их качества и ценностные принципы.
В честь 170-летия пожарной службы МЧС продолжает новый проект — «Хроника мужества», он расскажет о героизме, сопровождающем непрекращающееся противоборство человека и разрушительной стихии. Каждый день, каждую минуту в мирное время идёт непримиримый бой и проявляется героизм.
САГАНОВИЧ Федор Романович
Службу в пожарной охране, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь проходил с августа 1973 года. В июне 2002 года с должности пресс-секретаря Минского областного управления МЧС Республики Беларусь вышел на пенсию. Подполковник внутренней службы в запасе.
22 апреля 1983 года в результате неисправности одной из цистерн и разлива бензина на грузовом железнодорожном составе, следовавшем из города Минска на станцию Осиповичи Белорусской железной дороги, возник пожар. Во время остановки состава на станции Пуховичи горело четыре цистерны с бензином и два вагона с контейнерами. Кроме того, огонь мгновенно перебросился на склады Пуховичского райпотребсоюза и другие пристанционные постройки. Создалась реальная угроза взрыва цистерн, распространения пожара на жилой сектор.
22 апреля 1983 года, находясь в составе оперативной группы Отдела пожарной охраны управления внутренних дел Минского облисполкома, вместе с Валерием Петровичем Астаповым (возглавлявшим тогда Отдел пожарной охраны Минской области), другими работниками группы и штаба пожаротушения я прибыл на станцию Пуховичи для участия в ликвидации пожара железнодорожного состава.
Обстановка, скажу вам, была архисложная. Только представьте - состав из 61 вагона, посреди которого 4 охваченные огнем цистерны с бензином, каждая грузоподъемностью 60 тонн. К тому же огонь успел переброситься на прирельсовые складские помещения оптово-торговой базы площадью около тысячи квадратных метров.
Казалось, что горят и воздух и земля. Причем последняя, из-за растекания бензина, горела в буквальном смысле этого слова.
Температура была такой, что рельсы просто в «бараний рог» скручивало, на машинах даже краска плавилась. Да что говорить, на моих глазах деревянное строение, стоявшее на порядочном расстоянии, свечой вспыхнуло.
А ведь люди, пытаясь сдерживать пламя и не допустить взрыва цистерн, работали намного ближе - в 5-7 метрах. И никто себя не щадил, каждый старался находиться в гуще событий.
Мне, например, было поручено возглавить один из боевых участков и обеспечить бесперебойную подачу воды на охлаждение горящих цистерн. Не успели проложить по железнодорожным путям магистральную линию, установить разветвления, как наступила самая критическая ситуация: сразу две цистерны начали «закипать», пламя со свистом вырывалось вверх.
Только ценой общих усилий удалось подать генератор высокократной пены прямо в горловину цистерн, прекратив доступ кислорода и остановив тем самым горение. А ведь случись взрыв, тяжело даже представить, что ожидало бы город.
А спустя несколько месяцев я узнал, что меня, Юрия Михайловича Гончара, милиционера Пуховичского районного отдела внутренних дел Владимира Петровича Чернышова и двух местных жителей, активно помогавших в тушении пожара, наградили медалью «За отвагу на пожаре.
К сожалению, не все тогда получили заслуженные награды, совершив поистине коллективный подвиг, выполняя свою повседневную работу.
Будь готов
Другие новости
Назад