image description

МЧС Республики Беларусь

Хроника мужества: капсула времени

2271

Описывать историю можно традиционно, опираясь на даты, ссылаясь на год, века и тысячелетия. Но прошлое — это и летопись бедствий, с не меньшим основанием жизнь можно измерять и такими событиями, как чрезвычайные ситуации. Пожары, аварии и катастрофы, как правило, быстротечны, но в них концентрированно и истинно проявляются люди, их качества и ценностные принципы.

В честь 170-летия пожарной службы МЧС завершает проект «Хроника мужества», который рассказал вам о героях, противоборствовавших разрушительной стихии.

Astapau' Valery'j Pyatrovich_large.jpg

АСТАПОВ Валерий Петрович

Службу в пожарной охране, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь проходил с октября 1958 года. В 1977-1986 годах работал начальником Отдела пожарной охраны Управления внутренних дел Минского облисполкома. С августа 1986 года начальник Управления пожарной охраны МВД БССР. В 1991-1999 годах начальник Главного управления пожарной охраны и (с октября 1993 года) Главного управления военизированной пожарной службы МВД Республики Беларусь. С января 1999 года по декабрь 2004 года министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Генерал-лейтенант внутренней службы в отставке. 

Почти два десятилетия назад в своем интервью в книге "Хроника мужества" Валерий Петрович рассказал о прошлом и настоящем, а также поделился мыслями, каким будет будущее нашего ведомства:

"За почти пять десятилетий, прожитых в профессии огнеборца, мне довелось участвовать в ликвидации тысяч чрезвычайных ситуаций, в том числе и многих сложных. Сначала как рядовому участнику, а затем и как руководителю. Не скрою, когда-то, будучи еще курсантом Харьковского пожарно-технического училища, я начинал считать «свои» пожары, а затем бросил, сохраняя в памяти лишь проявления мужества, стойкости и других лучших человеческих и профессиональных качеств своих соратников и подчиненных.

Тем не менее в коротком рассказе невозможно описать все то, что накопилось за эти годы. Поэтому выделю лишь наиболее значимые, как мне кажется, фрагменты, эпизоды и мысли, касающиеся нашей структуры в целом. Конечно, это достаточно субъективные суждения и обобщения. Но тем не менее...

27 лет находясь в должностях начальника Отдела пожарной охраны Минской области, республиканского управления, министра, мне, больше чем кому-либо из моих собратьев по профессии, была предоставлена возможность не только видеть общую динамику развития службы (со всеми ее успехами, трудностями и порой трагическими моментами), но и активно участвовать, существенно влиять на нее.

Начавшийся в конце пятидесятых годов интенсивный подъем экономики, связанный с созданием новых отраслей промышленности и введением в строй огромных предприятий, все ощутимее делал разрыв между стремительным научно-техническим прогрессом и возможностями пожарной охраны противодействовать «теневой стороне этого процесса увеличению пожарной опасности. И каждое последующее поколение начальствующего состава не только осознавало необходимость существенных перемен в организации службы и в целом в системе обеспечения пожарной безопасности, но и стремилось к тому, чтобы пожарную службу преобразовать во многофункциональную отрасль, а саму систему предупреждения и ликвидации всех чрезвычайных ситуаций сделать более эффективной.

Положительные изменения стали особенно заметными с конца 80-х годов, когда началась реализация разработанной концепции совершенствования Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (ГСЧС и ГО). Приоритетами этой концепции явились такие вопросы, как разработка и принятие ряда законов, постановлений Правительства, переработка всей нормативно-правовой базы, подготовка в своей стране кадров высшей и средней квалификации, создание собственной научной школы, привлечение академических и отраслевых институтов, внедрение сертификации и лицензирования, организация производства в республике пожарно-спасательного оборудования, экипировки, огнетушащих средств.

К этому нужно добавить и расширение международных связей, создание и развитие новых специальных служб и подразделений. Весьма результативным оказалось и направление усилий на работу с молодежью, общественными организациями, средствами массовой информации. Постепенно, шаг за шагом, реорганизовывая, дополняя новыми функциями органы и подразделения, оснащая их современной техникой, пожарно-спасательным оборудованием, в республике была создана стройная государственная система прогнозирования, предупреждения и оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

После реорганизации в 1998 году пожарной службы в Министерство по чрезвычайным ситуациям в него вошли Гражданская оборона, Проматомнадзор и другие структуры. Таким образом, в едином органе государственного управления были собраны все основные элементы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

И не случайно пожарный-спасатель сегодня это и ствольщик, и десантник, и водолаз, и газодымозащитник. Результаты налицо существенное сокращение количества пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимальный экономический ущерб, стабилизация и хорошие тенденции для сокращения гибели и травматизма людей на пожарах и авариях.

Сегодня реализуются ряд новых государственных программ, разработана новая концепция совершенствования системы ГСЧС и ГО.

Нет сомнения в том, что и они будут реализованы, и защита экономики, территорий и населения будет еще более эффективной.

Залогом является всеобъемлющая поддержка Президента страны Александра Григорьевича Лукашенко, органов законодательной и исполнительной власти, руководителей организаций и населения".

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть