МЧС Республики Беларусь
МЧС запускает новый проект «Книга почета МЧС»: первый герой – Александр Кудряшов
За свою историю наше ведомство знало немало выдающихся работников. Некоторые из них попали в книгу почета, включение в которую является наиболее значимой формой поощрения за многолетнюю работу. Настало время нынешнему поколению отдать дань уважения тем людям, которые посвятили себя служению Отечеству и установили высокую планку заслуг перед ведомством. В новом проекте «Книга почета МЧС» мы пролистаем ее страницы и расскажем о тех, кто вел многолетнюю работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, проводил активную деятельность по профилактике пожаров и совершенствованию способов обучения безопасности жизнедеятельности, внес большой личный вклад в развитие ветеранского движения.
«С человеком нужно поступать так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой»: Александр Николаевич Кудряшов о крещении огнем, развитии службы и жизненном кредо
Накануне юбилея пожарной службы Беларуси мы встретились с человеком, который отдал служению во благо безопасности земляков более 50 лет. Председатель Белорусской общественной организации ветеранов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям «Спасатель» Александр Николаевич Кудряшов в преддверии юбилейной даты приоткрыл завесу в мир пожарного дела.
Боевое крещение огнем прошел в Ленинграде
Будучи молодым юношей, Александр пришел на улицу Красная в Минске, где получил направление на поступление в Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР. Успешно сдав экзамены, он надел курсантские погоны. Три года проходило профессиональное становление юноши. Как рассказал наш герой, обучение было ориентировано на практику.
– Вы представляете, что значит практика в Ленинграде: мы посетили все самые крупные предприятия, – с теплом вспоминает ветеран. – Мы выезжали для изучения дисциплин непосредственно на объекты. Также курсанты училища принимали активное участие в общественно-политических мероприятиях, например, в параде спортсменов. Хорошо помню начальника училища полковника Захарова. Он очень тесно взаимодействовал с МВД. И нам довелось даже разыскивать настоящего преступника. В Ленинграде убили таксиста. На два месяца курсантов задействовали для прочесывания местности. С этой целью мы командировались в различные управления внутренних дел, и вмести с милиционерами патрулировали до часа ночи. И здесь такой интересный момент: для того, чтобы мы могли добраться до места расположения, специально включали линию метрополитена.
Выезжали мы и на пожары. В училище располагалась учебная часть. Выпало тушить лесобиржу в Ленинграде. С огнем боролись три дня. Штабеля леса тушить непросто: сложность заключалась в подаче огнетушащего вещества непосредственно в очаг. Использовали длинные перфорированные стволы. Ликвидировали и пожары в жилых домах. Застройка в Ленинграде очень старая. В строениях много пустот, сложная планировка, что, безусловно, влияло на время ликвидации. Однажды выезжали на тушение пятиэтажного дома: я был подствольщиком, а впереди – литовец. Высокий парень. В какой-то момент обваливается сверху штукатурка: он первый получил удар, а я пониже ростом, так было время среагировать, но все равно досталось. Тушили и комбинат пищевой промышленности. Сильно горел, были вынуждены использовать катушки для перевозки рукавов. Сейчас их редко применяют. Занимались и пожарно-спасательным спортом. Вот только разница в том, что лестницы сейчас легкие – алюминиевые, мы бегали с деревянными. Снять с машины, добежать до башни и выполнить упражнение в окно третьего этажа – не всем удавалось с первого раза.
В 1975 году Александр Николаевич окончил Ленинградское пожарно-техническое училище. Вернулся в Беларусь и начал свою карьеру в должности инспектора СВПЧ-2 Управления пожарной охраны УВД Минского облисполкома по охране Фрунзенского района города Минска. Спустя год Александр Николаевич стал слушателем Высшей инженерной пожарно-технической школы МВД СССР. После окончания высшего учебного заведения вновь вернулся в Минск и работал в управлении пожарной охраны МВД Республики Беларусь.
Служба на Минщине
В 90-х годах Александр Николаевич начинает свой путь на Минщине. Там он курировал вопросы государственного пожарного надзора и нормативно-технической работы. В то время начальником управления пожарной охраны МВД Беларуси был назначен Валерий Петрович Астапов. Это был сентябрь 1989 года.
– В один из дней вызывает он меня к себе, – делится Александр. – Я тогда работал в отделе государственного пожарного надзора. Захожу я к нему, а в кабинете сидит он и Иосиф Владиславович Шпаковский. С той минуты я был направлен для прохождения службы на Минщину, где был назначен на должность начальника отдела государственного пожарного надзора. Сразу же хочу сказать, что тогда управление было небольшое, до 30 человек. В районах функционировали отделения инспекции государственного пожарного надзора по 4-5 человек. В крупных районах численность доходила до 10. Было несколько самостоятельных военизированных пожарных частей: Молодечно, Слуцк, Борисов, остальные – профессиональная пожарная охрана. Отдельно остановлюсь и скажу, что работать с Иосифом Владиславовичем Шпакосвким было комфортно и почетно. И сегодня для меня он – большой авторитет.
Как вспоминает наш собеседник, пожаров тогда происходило много.
– В 1991 году сильно горели торфяники в Пуховичском районе. Торфопредприятие «Сергеевичское». Меня назначили на том пожаре РТП. Когда я прибыл, горело 17 караванов с торфом и поля. Мы вынуждены были собрать с ряда регионов области больше десятка пожарных машин и начали тушить. Три дня тушили. Рядом находился пожарный водоем, он полностью высох, а рыба сварилась. Я был очень благодарен работникам торфопредприятия. За что? Мы поливали, а они на бульдозерах утаптывали. Представьте, едет бульдозер, а здесь взлетает пламя метров на 15. Непросто было. Мне выделили служебный трактор, и я объезжал территории, организовывал тушение. Много было пожаров…. И в Борисове, и в Фаниполе тушили – на каждый пожар с гибелью выезжал ответственный офицер. Ездили через ночь: пожаров было много.
Что касается надзора и нормативно-технической работы, Александр Николаевич рассказал, что показатели эффективности деятельности были как и сейчас – количество пожаров и погибших от них людей. Вот только с мобильностью и количеством специалистов было посложнее.
– У меня в подчинении был нормативно-технический отдел, возглавлял его тогда Санько. Контроль за безопасностью на самые крупных объектах всегда был в поле нашего зрения, например, Беларуськалий, все деревообрабатывающие предприятия, льнозаводы. Что касается строительства, все крупные объекты также курировало управление, мелкие – районы. И в этой работе важна была требовательность. Не всегда просто руководители устраняли выявленные нарушения, необходимо было доказать, рассказать к каким последствия может привести халатность, невыполнение норм пожарной безопасности. У нас были права, и мы обязаны были их использовать.
В карьерном пути важное место занимала ответственная должность – заместитель начальника управления.
– Предложил мне ее тогда Шилак Александр Андреевич, – вспоминает ветеран. – Я благодарен ему и всей команде Михаилу Михайловичу Нестеру, Ивану Ивановичу Метельскому, Михаилу Владимировичу Маслыко. Мы понимали друг друга и работали в единой связке. В этот период как раз проходила военизация, мы очень много поездили по регионам, убеждали людей, с кем-то приходилось и расставаться, не все были готовы профессионально расти. Развитие материальной базы, создание условий для несения службы – все это требовало больших усилий. Создавались пожарные посты на базе межрайонных хозяйственных опорных пунктов. Нужно было оценить радиус выезда, необходимость создания поста. Например, в Логойском районе было создано 15 военизированных пожарных постов.
Научные исследования: от идеи до полного внедрения в жизнь
В 1999 году было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям. Этот год стал переломным и в карьере нашего героя.
– Валерий Петрович Астапов возглавил министерство и пригласил меня работать в центральный аппарат на должность начальника управления государственного пожарного надзора министерства, – рассказал Александр Николаевич. – А уже в апреле я возглавил Научно-исследовательский институт, который был создан на базе научно-практического центра. Когда я пришел институт, сразу начали активно развивать лабораторию для испытаний. На тот момент для испытаний применялось порядка 130 методов, а к моему уходу из института – порядка 1000. Мы стали проводить научно-практические конференции, тесно взаимодействовали с национальной академией наук, институтом информатики, научными учреждениями, которые занимались проблематикой пожаров, что позволило разрабатывать программное обеспечение, сделать шаги в космические исследования, разработать новые огнетушащие вещества, методы тушения. Даже создавали собственные пожарные машины на базе производственно-технического центра Минского областного управления МЧС. В те годы внедрили автоматизированную систему «Молния», которая и сегодня устанавливается на объектах с массовым и круглосуточным пребыванием людей. Начинали со 110 объектов в Минске.
Верная причина ЧС позволит ее избежать вновь
Затем Александр Николаевич руководил управлением по Минской области Департамента промышленной безопасности, а вскоре возглавил сам департамент, где проработал 7 лет.
– Замечательный был коллектив, профессионалы своего дела, – вспоминает наш герой. – Спектр деятельности у департамента очень большой: разработка нормативно-технической документации, выезды на ЧС, контроль за строительством крупных объектов, ввозом новой продукции, внедрением промышленного оборудования в производственные процессы. Помню только я возглавил департамент и 6 января получил сообщение о том, что взорвался котел в монастыре. Мы поехали туда ночью. Разрушено было все: хорошо, что обошлось без жертв. Мое первое впечатление с места происшествия – какая все-таки опасность может таиться в использовании промышленного оборудования. Поэтому так важно установить настоящие причины аварии, чтобы не допустить ее повторения.
После Александр Николаевич руководил Белорусским добровольным пожарным обществом, сейчас он ведет за собой ветеранов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, возглавляя Белорусскую общественную организации «Спасатель». Все направления, на которых трудился наш герой, объединяла четкая постановка задач, их выполнение и целеустремленность команды.
С чего начинается день ветерана сегодня? С новостей. С оперативной сводки на сайте МЧС, затем – совещание с работниками, в организации их чуть больше полутысячи.
– Задачи перед нами, как и во всем нашем государстве: идти в ногу со временем, обучать граждан основам безопасности. Мы активно участвуем в развитии пожарного спорта среди молодежи, ведем собственную производственную деятельность. Мое требование как руководителю – чтобы количество задач всегда прирастало.
«Спасатель» – звучит гордо!
Александр отмечает, что служба за эти годы сильно изменилась. Во-первых, ее авторитет… «Спасатель» – звучит гордо! Во-вторых, широко развилась материальная база: деревянные башни, лошади в стойлах, инспекторы на мотоциклах – это все можно увидеть лишь в кинофильмах. Оснащение подразделений МЧС соответствует современному уровню.
– Отдельно хотелось бы выделить развитие международного сотрудничества, которое стало возможным благодаря созданию ведомства, – обращает внимание ветеран службы. – Неизменным остается лишь ответственное отношение людей к работе.
Будь готов
Другие новости
Назад