image description

МЧС Республики Беларусь

Книга почета МЧС: Владимир Воробьев

3170

За свою историю наше ведомство знало немало выдающихся работников. Некоторые из них попали в книгу почета, включение в которую является наиболее значимой формой поощрения за многолетнюю работу. Настало время нынешнему поколению отдать дань уважения тем людям, которые посвятили себя служению Отечеству и установили высокую планку заслуг перед ведомством. 

В новом проекте «Книга почета МЧС» мы пролистаем ее страницы и расскажем о тех, кто вел многолетнюю работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, проводил активную деятельность по профилактике пожаров и совершенствованию способов обучения безопасности жизнедеятельности, внес большой личный вклад в развитие ветеранского движения.


ВЛАДИМИР КЛАВДИЕВИЧ ВОРОБЬЕВ 


Владимир Клавдиевич Воробьев не просто ветеран спасательного ведомства Беларуси, но и выдающийся руководитель и ученый. Кандидат химических наук, профессор.

Родившийся 13 июня 1945 года в Москве, Владимир Воробьев посвятил 29 лет своей жизни подготовке специалистов для службы спасения. Сыграл ключевую роль в создании и становлении белорусской национальной высшей школы по подготовке спасателей-пожарных: более двадцати лет руководил одним из ведущих учебных заведений в этой сфере. Благодаря его усилиям многие поколения спасателей получили качественное образование и стали настоящими профессионалами своего дела.

Заслуги Владимира Воробьева в развитии национальной системы подготовки спасателей были высоко оценены. В 2015 году его имя было внесено в Книгу Почета МЧС. В 2018 году ему было присвоено почетное звание «Почетный профессор Университета гражданской защиты МЧС Беларуси».

Владимир Клавдиевич Воробьев — это символ профессионализма и лидерства. Человек, чья жизнь и карьера являются источником вдохновения для новых поколений спасателей.

Расскажите, пожалуйста, как вы приняли решение связать свою судьбу с пожарной охраной?

— После окончания Минского радиотехнического института, который сейчас называется Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, меня призвали служить на Краснознаменный Тихоокеанский флот. Корабль, на котором я проходил службу, базировался в Петропавловске-Камчатском и входил в состав 5-ой Тихоокеанской Океанографической экспедиции. Он обеспечивал необходимые телеметрические измерения при запуске космических объектов.

Отслужив три года, я вернулся в свой институт на кафедру, куда был распределён после окончания вуза, и там продолжил работу.

Выполняя хоздоговора, заключенные с Институтом физики им. Б.И. Степанова Национальной академии наук Беларуси по разработке гиперзвуковых модуляторов света, я познакомился с рядом научных работников института. Среди них был и Михаил Яковлевич Костко. Он пригласил меня в возглавляемую им группу лазерной автоматики. В то время эта команда решала проблему автоматизации проходческих комбайнов для Солигорского калийного комбината (ныне – ОАО«Беларуськалий»).

Спустя какое-то время я был назначен руководителем дипломного проекта выпускника Минского радиотехнического института Николая Васильевича Бутчана, являющегося работником Управления пожарной охраны МВД БССР. После защиты им диплома мы продолжили общаться. Однажды он сообщил мне, что для развития связи Управление пожарной охраны ищет специалиста по радиотехнике и предложил мне попробовать свои силы в этой области.

Некоторое время спустя я встретился с Леонидом Николаевичем Зылем, он в то время был начальником отдела техники, а впоследствии стал заместителем начальника Управления пожарной охраны МВД БССР. Очень умный и мудрый человек! И вот он меня убедил, что очень перспективно перейти к ним в управление на должность инженера отдела техники и связи. Так я оказался в пожарной охране.

Вы руководили Школой подготовки младшего и среднего начсостава пожарной охраны МВД БССР, Учебным центром пожарной охраны МВД БССР, Высшим пожарно-техническим училищем МВД БССР и Командно-инженерным институтом МЧС. Как родилась идея создания высшего учебного заведения для службы спасения?

— Учебный центр пожарной охраны МВД БССР долгое время считался одним из лучших учебных заведений в системе МВД СССР. Его неоднократно посещали многочисленные делегации со всего Союза. На базе центра проводились Всесоюзные совещания по линии деятельности пожарной охраны Советского Союза. А в апреле 1986 года его посетил министр внутренних дел СССР, генерал-лейтенант Александр Владимирович Власов. Он встречался с руководством, общался со слушателями и ознакомился с учебной базой. 

Во время таких встреч и совещаний неоднократно поднимался вопрос о создании на базе учебного центра среднего пожарно-технического училища. Однако Василий Никифорович Коханский, начальник УПО МВД БССР, высказывал свои опасения в том, что если такое училище будет создано, то большинство мест в нем займут слушатели из других республик, а ребятам из Беларуси будет предоставлено лишь минимум мест для обучения. Кроме того, он подчеркивал важность сохранения учебного центра не только для подготовки и переподготовки специалистов с высшим образованием, но и для младшего начальствующего состава пожарной охраны.

Идея создания учебного заведения вновь зазвучала в 1992 году, после распада Советского Союза. Тогда наши курсанты обучались во Львове, Ленинграде, Екатеринбурге и Москве. Но с распадом СССР эти учебные заведения начали выставлять счета за обучение. Стало ясно, что нам нужно свое учебное заведение, которое могло бы готовить квалифицированные кадры с высшим специальным образованием. 

Вопрос создания такого учреждения образования обсуждался при начальнике Главного управления пожарной охраны МВД Республики Беларусь Валерии Петровиче Астапове. Идею он поддержал. После чего нами была проделана определенная работа по обоснованию необходимости создания такого учебного заведения и согласования на уровне руководства страны. Итогом такой работы стало подписанное 24 марта 1992 года Постановление Совета Министров Республики Беларусь №153.

Документом было предписано создать Высшее пожарно-техническое училище на базе Учебного центра пожарной охраны с 1 апреля 1992 года. В задачи училища входило осуществление подготовки специалистов высшей квалификации по специальности «Пожарная техника и безопасность» для подразделений военизированной пожарной службы Республики Беларусь. Учебное заведение вошло в систему национального образования страны, стало самостоятельным специализированным учебно-научным заведением МВД Республики Беларусь. 

С какими трудностями вы столкнулись при становлении учреждения высшего образования системы МЧС? Как формировался профессорско-преподавательский состав созданного в начале 90-х молодого вуза?

— Вы знаете, создание учебного заведения — это всегда большой объем работы, определенные проблемы и трудности. В минимально короткое время нам необходимо было решить ряд задач: подобрать преподавателей, создать учебные планы и программы, переформатировать учебно-лабораторную базу, решить вопрос с нехваткой специализированной учебной литературы, а также с финансированием.

Что касается преподавателей спецдисциплин, то здесь нам повезло с теми специалистами, которые уже работали в Учебном центре. У них был опыт и, самое главное, желание делать уверенные шаги по преобразованию учебного заведения. В короткий промежуток времени нам удалось сформировать команду высококвалифицированных специалистов, определить ключевых лидеров и назначить их на должности начальников новообразованных кафедр.

Мы столкнулись еще с одной проблемой — отсутствие преподавателей по общеобразовательным дисциплинам, таким как высшая математика, физика и химия. Нам нужны были квалифицированные преподаватели в этих областях. Мы искали кандидатов на эти должности в учреждениях образования и научных организациях. К началу учебного процесса мы вопрос с кадрами решили.

Когда сформировали основной состав кафедр, мы начали решать вопрос с разработкой учебных планов и программ. Безусловно, мы использовали опыт вузов пожарно-спасательного профиля из России и Украины. Проводили корректировку планов и программ, исходя из специфики Беларуси и потребности Пожарной охраны нашей страны. И этот вопрос мы также решили оперативно.

Переформатирование учебно-лабораторной базы также требовало определенных усилий. Мы начали адаптировать под учебный процесс различные доступные имеющиеся здания и помещения. Сложной проблемой стало создание лабораторий для практических занятий курсантов. Основной вклад в ее решение внес Михаил Яковлевич Костко, назначенный заведующим кафедрой общеобразовательных дисциплин. Он в кратчайшие сроки нашел возможность решить вопрос приобретения необходимого оборудования в учреждениях образования и Академии наук, обеспечив тем самым создание учебно-лабораторной базы по общеобразовательным дисциплинам.

Что касается учебников, мы обратились к коллегам из других учебных заведений пожарно-спасательного профиля в Москве и Львове. Часть они нам предоставили, некоторые пришлось покупать. Позже наши преподаватели начали самостоятельно разрабатывать учебные пособия. Первопроходцем здесь стал Михаил Андреевич Шишканов. В тот момент он возглавлял кафедру пожарной тактики.

С финансированием также были трудности. Мы понимали, что в тот момент государство нам выделило максимум из того, что могло. Мы создали лабораторию для проведения пожарно-технических испытаний и заключили научные договора на проведение различных исследований. Стали тем самым зарабатывать внебюджетные деньги, которые сразу же вкладывались в развитие учебной базы, приобретение необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования, научно-испытательных приборов и тд. В общем, постепенно решали все возникающие проблемы и вопросы.

К 1 сентября 1992 года учебно-лабораторная база была готова. Первый набор курсантов у нас составил 75 человек. Позже мы вернули ещё около 60 ребят, которые в тот момент учились во Львове, Ленинграде, Екатеринбурге и Москве. В итоге, у нас начали обучение на первом и втором курсах более 130 курсантов. 

Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что все было сделано правильно. Исходя из того временного интервала и тех обстоятельствах, в которых мы тогда оказались.

Я горжусь тем, что каждый, кого мы оставили в вузе, оправдал ожидания. Не так давно Валерий Павлович Артемьев, который руководил кафедрой пожарной профилактики, ушел из университета МЧС на заслуженный отдых. Сейчас из первого состава продолжают свою преподавательскую деятельность Владимир Иванович Маханько, руководивший кафедрой пожарной техники, и Михаил Васильевич Гороховик.

Какие решения для Вас было самыми сложными? Какие интересные моменты в ваше работе вам запомнились?

— Это решение возглавить Школу подготовки младшего и среднего начсостава пожарной охраны МВД БССР. На тот момент я занимал достаточно высокую должность в управлении пожарной охраны. Василий Никифорович Коханский, начальник УПО МВД БССР, вызвал меня и предложил мне перейти работать на должность начальника учебного заведения. Но я не выразил желания, так как уверенно чувствовал себя на своей текущей позиции и успешно справлялся со своими обязанностями.

Тогда в эту ситуацию вмешался министр внутренних дел Белорусской ССР Виктор Алексеевич Пискарёв. Он принял окончательное решение о моем переводе на должность начальника Школы подготовки младшего и среднего начсостава пожарной охраны МВД БССР.

Но стоит отметить, что Виктор Алексеевич не просто отправил меня руководить учебным заведением, но и продолжал поддерживать на каждом этапе моего становления на этой должности.

Этот момент стал для меня не просто переломным, но и началом нового этапа в профессиональной жизни, который, как оказалось, был полон интересных и важных задач. 

Вот еще один момент запомнился. Иногда ограниченные ресурсы становятся стимулом для креативного решения проблем. У нас, когда мы уже стали вузом, не хватало техники для доставки курсантов на объекты для проведения выездных занятий, а также проведения других всевозможных мероприятий на уровне Управления пожарной охраной страны. На тот момент мы уже смогли организовать работу по зарабатыванию внебюджетных средств. Вот однажды я случайно увидел на территории магазина конфискованных товаров старенький автобус «Мерседесе», который продавался за смешные деньги — около 1000 или 2000 долларов. Мы быстро его купили, и этот автобус служил нам верой и правдой долгие годы. Даже после того, как я ушёл, он продолжал возить курсантов.

Таким образом, неожиданные события иногда становились нашими союзниками в решении сложных задач. Это как цепочка событий, где решение одной проблемы приводит к решению другой. Всё это двигало нас вперёд, несмотря на все трудности.

Насколько важно постоянное обучение и повышение квалификации для спасателя?

— В современном мире, если не стремиться к обучению и совершенствованию, легко отстать от тех, кто этим занимается. Особенно это актуально сейчас, когда новые технологии и искусственный интеллект внедряются во все сферы жизни. 

Современные технологии обучения уже далеко не ограничиваются базовым школьным или даже специализированным пожарным образованием. Сейчас это целые центры безопасности, где каждый макет, каждая симуляция наполнены вложенным интеллектом. Это не просто статичные объекты, они работают, обучают и адаптируются к различным сценариям.

Для создания такого сложного и продвинутого образовательного пространства нужно быть не просто грамотным, но и продвинутым в этом вопросе. Именно поэтому наш университет успешно движется вперёд: потому что у нас есть обучающий и обучаемый контингент, который стремится к совершенству. И это процесс, от которого выигрывают все его участники.

Когда-то мы активно искали новые и прогрессивные методы обучения, изучая лучшие мировые практики. Помню, как мы с Валерием Петровичем Астаповым посещали Голландию и Польшу, где с восхищением рассматривали передовые учебные заведения и оборудование для обучения. Сегодня же многие стремятся учиться у нас в Университете гражданской защиты МЧС и перенимать уже наш опыт подготовки специалистов для спасательных ведомств ближнего и дальнего зарубежья.

Стоит отметить, что в Беларуси всегда делался акцент не на эффектность, а на эффективность. Если ресурсы тратятся на создание яркого, но мимолетного эффекта, это может, конечно, сразу привлечь внимание, но в долгосрочной перспективе такой подход не приносит пользы. Ресурсы, вложенные в создание эффекта, растекаются, и ничего полезного не создается.

У нас же ресурсы всегда направлялись на повышение эффективности — в обучении, научных исследованиях и работе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. У нас есть свои задачи, и мы последовательно идем к их выполнению, опираясь на эффективность, а не на краткосрочный эффект.

Сегодня в Беларуси огромное внимание уделяется современным технологиям и техникам в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Возьмем, например, боевую одежду. Белорусские специалисты создали свою линейку защитной одежды, которая не уступает зарубежным аналогам. Или пожарные автоцистерны. Первая модель, созданная на базе МАЗ, была не идеальной, но со временем ее совершенствовали и довели до уровня, когда она не уступает зарубежным образцам пожарной аварийно-спасательной техники. 

Сегодня также разрабатываются белорусские коленчатые подъемники и автолестницы. Недавно мне рассказали о планируемых испытаниях новой лестницы длиной 52 метра. В прошлом 40-метровая лестница считалась настоящим достижением.

Все это стало возможным благодаря активной работе руководства спасательного ведомства Беларуси по развитию и совершенствованию имеющейся техники и вооружения, используя оптимально выделяемые ведомству ресурсы.

Стоит отметить, что в современном мире, где технологии и искусственный интеллект революционизируют практически все аспекты жизни, постоянное обучение и повышение квалификации для спасателя становятся не просто желательными, но и обязательными. Технологический прогресс и изменяющиеся стандарты безопасности требуют непрерывного обновления знаний. Эффективность в спасательных операциях часто определяет исход, и каждая секунда на счету. Постоянное совершенствование не только повышает эффективность современного спасателя, но и является ключом к его карьерному росту. 

Как ветеран службы спасения, что бы Вы могли посоветовать молодым людям, рассматривающим возможность стать спасателями? 

— Выбор профессии, особенно такой ответственной, как спасатель, должен быть осознанным и принятым самим молодым человеком, а не его родителями. Это важно, потому что только личная мотивация может стать тем двигателем, который позволит преодолеть все трудности и достичь успеха в этой сфере. Ведь, как и в любой другой профессии, без знаний, умений и стараний здесь ничего не достигнешь.

Для успешной карьеры в службе спасения необходимо постоянное совершенствование и подготовка. Нельзя рассчитывать на успех, не прикладывая усилий. Это абсурд думать, что без труда можно достичь чего-либо. Даже если вам повезет в каких-то ситуациях, без постоянной работы, усердия и самообразования эта удача быстро иссякнет. Важно не только быть хорошим специалистом на текущем месте работы, но и постоянно развиваться, чтобы быть готовым к новым вызовам и возможностям. Только так можно рассчитывать на признание, продвижение по карьерной лестнице и, конечно же, на эффективное выполнение своих профессиональных обязанностей.

Эффективное использование своего времени и ресурсов для постоянного обучения и повышения квалификации становится ключевым фактором в развитии карьеры. Так что осознанный выбор в пользу этой профессии и стремление к совершенству являются двумя основными составляющими успеха в работе спасателя.

Ваши пожелания ветеранам и спасателям в год 170-летия пожарной службы Беларуси.

— На протяжении многих лет наше учебное заведение заслуживало высокую оценку от руководства Министерства внутренних дел БССР, Союза и, конечно же, со стороны руководства страны. Сегодня его репутация остается на высоком уровне. Это подтверждается тем, что Университет гражданской защиты МЧС трижды был удостоен Премии правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, а также по итогу деятельности за 2022 год был занесен на «Республиканскую доску почёта». 

Насколько мне известно, такого рода достижения редко встречаются среди других вузов. Это свидетельствует о том, что наш университет развивается динамично, успешно и в правильном направлении. Я искренне надеюсь, что мои коллеги, а также молодые специалисты, которые придут на их место, продолжат эту славную традицию.

Для меня всегда было важно, чтобы наше учебное заведение не только поддерживало установленный высокий стандарт, но и продолжало свое быстрое и эффективное развитие. Желаю, чтобы темпы этого развития лишь ускорялись. Отдельно хочу поздравить ветеранов нашей службы. Здоровья им, прежде всего. И хотелось бы, чтобы они никогда не ощущали себя забытыми. Молодое поколение спасателей должно помнить и ценить их вклад в дело становления и развития Министерства по чрезвычайным ситуациям. В нашем министерстве, к счастью, к этому вопросу относятся с особым вниманием. За всю свою жизнь, работая в разных ведомствах, я не сталкивался с таким уважительным отношением к людям, как в МЧС. 

И, конечно, обращаясь к современным спасателям, хочется подчеркнуть: нам не нужны подвиги. Лучше, чтобы у вас не было повода для их совершения. Пусть все будет спокойно, без катастроф и аварий. Пусть ваша основная задача будет в предотвращении чрезвычайных ситуаций, а не в их ликвидации!

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть