image description

МЧС Республики Беларусь

МЧС Беларуси: международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности и спасения

405

Рост в мире количества чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных в том числе с изменением климата, количества стихийных бедствий с увеличением числа жертв и разрушений, создание сложных технологических и опасных производств вызвали необходимость сотрудничества стран в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь также осуществляет деятельность на международной арене, основными направлениями которой являются: 

  • осуществление международного сотрудничества в соответствии с задачами, возложенными на МЧС, в том числе взаимодействие с международными организациями, иностранными государственными органами и организациями, общественными объединениями и другими образованиями; 
  • взаимодействие по вопросам международного сотрудничества с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и организациями, общественными объединениями Республики Беларусь; 
  • координация деятельности, направленной на выполнение международных обязательств Республики Беларусь, в соответствии с задачами, возложенными на МЧС; 
  • развитие международной правовой базы сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; привлечение международной технической и иностранной безвозмездной помощи.

Международное сотрудничество работает как на оказание помощи и передачу опыта другим странам, так и привлечение помощи и современных технологий в нашу страну.

Двусторонний и многосторонний форматы международного сотрудничества

Для двустороннего взаимодействия МЧС имеет договорно-правовую базу о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 35 странами. Наиболее тесное взаимодействие развивается с Российской Федераций в двустороннем формате, в трехстороннем формате - в рамках Совместной Коллегии министерств по чрезвычайным ситуациям Беларуси, России и Казахстана, в многостороннем формате - в рамках СНГ и ОДКБ.



При сотрудничестве с международными организациями осуществляется развитие национального потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации.

Так, спасательные подразделения МЧС регулярно принимают участие в учениях в составе Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности. На базе РОСН «ЗУБР» создан поисково-спасательный отряд, который аттестован как отряд тяжелого класса и включен в перечень отрядов, который рекомендуется ООН для реагирования на чрезвычайные ситуации во всем мире. Работа по развитию подразделения, способного проводить поисково-спасательные операции за рубежом ведется с 2002 года в рамках Международной консультативной группы ООН по поиску и спасению (ИНСАРАГ). Система ИНСАРАГ даёт отличную возможность странам-участницам повысить уровень подготовки, как к национальному, так и к международному реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации, а также бесценный опыт в сфере проведения поисково-спасательных работ. 



В рамках взаимодействия с Международным агентством по атомной энергии осуществляется изучение передовых мировых практик в области обеспечения радиационной безопасности, готовности и реагирования на радиационные аварии, регулярное участие в международных учениях по аварийному реагированию ConvEx, которые проводятся в рамках выполнения международных обязательств по Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации.


Кроме того, МЧС Беларуси оказывает помощь странам в реагировании и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это и помощь Греции, Грузии, Латвии, России и Турции в тушении лесных пожаров, помощи Сербии в преодолении последствий обширных наводнений, направление спасательного отряда для участия в поисково-спасательной операции в феврале 2023 г. в Турции в результате землетрясения, эвакуация белорусских граждан из горячих точек и мест ЧС.



Подготовка спасателей

Данное направление является одним из значимых в области международного сотрудничества. МЧС осуществляет подготовку иностранных специалистов на базе Университета гражданской защиты, на краткосрочных курсах на базе его филиала в п. Светлая Роща, в том числе под эгидой международных организаций: Содружества Независимых Государств, Международной организации гражданской обороны, Организации по запрещению химического оружия. В свою очередь белорусские специалисты на регулярной основе проходят обучение в странах СНГ в рамках двустороннего и многостороннего взаимодействия.



Безопасность граждан

Выезжая в другие государства, специалисты Госпромнадзора и Республиканского центра сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности осуществляют проведение анализа состояния производства продукции на предприятиях зарубежных государств и ее оценку на предмет соответствия нормам безопасности для реализации и использования на территории Республики Беларусь.


Также МЧС Беларуси участвует в разработке технических регламентов Евразийского экономического союза. Регулируется безопасность продукции для гражданской обороны и защиты от ЧС, средств обеспечения пожарной безопасности, безопасность лифтов, аттракционов, игровых площадок. Требования распространяются на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Российской Федерации.


Разработка и реализация международных проектов позволяет привлекать средства на развитие материально-технической базы органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, обучение специалистов, улучшение информационной работы с населением. Такое сотрудничество в настоящее время ведется с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Программой развития ООН (ПРООН), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).


Продвижение международной повестки по снижению риска бедствий

Организация Объединенных Наций занимается вопросами ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий, снижения рисков бедствий начиная с 1960-х гг. В 1994 году была принята Иокогамская стратегия по обеспечению более безопасного мира: руководящие принципы предотвращения стихийных бедствий, обеспечения готовности к ним и смягчения их последствий и план действий («Иокогамская стратегия»), которая служила базовым руководством в деле уменьшения риска бедствий и смягчения последствий бедствий. Сейчас действует Сендайская рамочная программа (СРП) по снижению рисков бедствий на 2015–2030 гг. «Создание устойчивости наций и сообществ к стихийным бедствиям».  Ее целью является предотвращение новых и снижение существующих рисков бедствий путем осуществления комплексных и всеобъемлющих экономических, структурных, правовых, социальных, медицинских, культурных, образовательных, экологических, технологических, политических и институциональных мер, способных предотвратить и уменьшить воздействие опасности и уровень уязвимости в отношении бедствий, а также повысить готовность к реагированию и восстановлению, увеличив, таким образом, степень устойчивости.



Для достижения этого результата определены семь глобальных целевых задач:

  1. К 2030 году добиться значительного снижения уровня смертности в результате бедствий, чтобы в период 2020–2030 гг. среднее количество таких смертей в расчете на 100 тыс. человек было меньше, чем в 2005–2015 гг.
  2. К 2030 году добиться значительного сокращения количества пострадавших людей в общемировом масштабе, чтобы в период 2020–2030 гг. среднее общемировое число людей, пострадавших от бедствий, на 100 тыс. человек было меньше, чем в период 2005–2015 гг.
  3. К 2030 году сократить прямые экономические потери от бедствий относительно мирового валового внутреннего продукта (ВВП).
  4. К 2030 году значительно уменьшить ущерб, причиняемый бедствиями важнейшим объектам инфраструктуры, и ущерб в виде нарушения работы основных служб, включая медицинские учреждения и учебные заведения, в том числе за счет укрепления их потенциала противодействия.
  5. К 2020 году значительно увеличить число стран, принявших национальные и местные стратегии снижения риска бедствий.
  6. Значительно расширить международное сотрудничество с развивающимися странами посредством предоставления им достаточной и непрерывной поддержки в целях подкрепления принимаемых ими на национальном уровне мер для осуществления этой рамочной программы к 2030 г.
  7. К 2030 году значительно улучшить ситуацию с наличием систем раннего оповещения, охватывающих разные виды угроз, информации и оценок относительно риска бедствий, и расширить доступ к ним людей.

В СРП предложены приоритетные направления действий национальных правительств, неправительственных и общественных организаций:

  • понимание риска бедствий;
  • совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий;
  • инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия;
  • повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции.

На основании Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. и Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года «Будущее планеты в наших руках» разработана Национальная стратегия по снижению риска чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь до 2030 года.

Результаты реализации Стратегии напрямую способствуют выполнению Республикой Беларусь обязательств по достижению Целей устойчивого развития.

В Стратегии определяется национальная платформа, которая является совокупностью национальных механизмов координации и стратегического управления в сфере снижения риска ЧС, которые носят многоотраслевой характер и предполагают участие всех заинтересованных сторон. Министерство по чрезвычайным ситуациям является функциональным ядром, обеспечивающим слаженное взаимодействие всех ее участников.



Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть