image description

МЧС Республики Беларусь

Грань высоты

25
679
Большинство людей инстинктивно боится высоты. В сантиметрах и метрах граница, с которой начинается страх, у каждого своя.

...Весь мир на ладони! Ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди...

Самые счастливые люди, безусловно, те, кто смог осуществить мечты и реализовать себя в жизни. Те, чьи увлечения стали работой, а работа – увлечением. Именно так складывается жизнь у Сергея Вечера. В прошлом году он побывал на самом высоком в мире батолите Аконкагуа на высоте 6000 метров в Аргентине. Накануне профессионального праздника желаем Сергею и коллегам покорения новых вершин.

...Отвесные стены... А ну, не зевай!
Ты здесь на везение не уповай...

Большинство людей инстинктивно боится высоты. В сантиметрах и метрах граница, с которой начинается страх, у каждого своя. Психологические эксперименты показали, что по одной и той же доске, но установленной на высоте двух метров, испытуемый идет гораздо медленнее. А если установить её где – то на уровне 4-5 этажа, человек уже не может свободно передвигаться. Высота давит на психику. Страх - защитная функция организма. При подготовке к работам на высоте тренировки психики - одна из главных задач. Если ты поднимаешься каждый день, то привыкаешь. Тренируешь свою силу воли, работаешь над собой и перешагиваешь чувство опасности. Не даром, разведчики горят, что страх – это драгоценность, если боец умеет владеть ею.

Наш собеседник – человек, который преодолевает страх высоты на работе и в хобби. Сергей Вечер – один из специалистов МЧС по спасению на высоте, заместитель начальника районного отдела столичного управления спасателей.

..Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк...
...И молимся, чтобы страховка не подвела.

Сергей, сегодня Вы курируете группы спасения на высоте, промышленных альпинистов и увлекаетесь классическим альпинизмом в горах. Как так получилось? 

До службы в МЧС я занимался профессионально академической греблей. Пошел работать пожарным, и тут по службе предложили попробовать себя в промышленном альпинизме и спасением на высоте. Понравилось. Втянулся. Потом стал участвовать в соревнованиях по многоборью спасателей, затем в кубке специализированных служб. Проходил обучение в БФСО «Динамо», в ИППК, в институте физкультуры.

Классический альпинизм, который я осваивал уже после того, как начал работать в МЧС, несколько отличается от тех технологий, что используем мы. Наша основная задача – спасти человека, а не подняться на вершину. Сегодня спасатели- высотники оснащены качественным снаряжением и не ограничены массой, которую нужно поднять вверх. Мы можем выехать на автомобиле, имея в запасе – две – три – пять, если нужно, дополнительных страховочных тросов, веревок. Мы не связаны жесткими рамками.

А поднять в горы даже рюкзак со снаряжением может быть проблематично. Сегодня группы работы на высоте столичного управления учатся сочетать в себе техники классического и промышленного альпинизма при выполнении спасательных работ. Получается очень интересный результат. Менее трудо – и энергозатратный затратный. Друг от друга технологии отличаются не сильно, есть ряд нюансов: в чем -то сложнее, в чем – то проще. Наверное, то, что последние пять лет нам принадлежит кубок специализированных служб в этом виде, подтверждает это мнение.

Промышленный альпинизм – это технология выполнения работ (монтажных, демонтажных, спасательных, поиска и других) на высоте, на различных объектах в безопорном пространстве. Реализуется она с помощью различных устройств, систем – зажимы, карабины, веревки, спусковые и страховочные устройства, индивидуальные страховочные системы. В совокупности с навыками, которые появляются благодаря постоянным тренировкам, позволяет нам выполнять спасательные работы.

Минимальный набор альпиниста – это индивидуальная страховочная система, устройства для подъема и спуска по веревке, карабины, основная и страховочная веревки, плюс средства защиты: каска, перчатки обувь. Ну и вторая часть - это групповое снаряжение, которое позволяет эвакуировать пострадавшего. Когда поднимаешься вверх по отвесной стене или поверхности, в первую очередь настраиваешься, чтобы точно и выверено сделать шаги по закреплению карабина, веревки.

Но чаще во время спасательных работ нам приходится не подниматься вверх, а спускаться с высоты. Находить удобные площадки для закрепления. Чтобы добраться до пострадавших. Все конечно, зависит от обстановки и выбранных тактических решений, но в большинстве случаях выходим на кровлю или другую точку, откуда мы можем организовать спуск спасателя к пострадавшему, а уже затем спускать его или поднимать для доставки к медикам.

Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
И от напряжения колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди...

Город растет ввысь и вширь. На что чаще всего выезжают специалисты группы спасения на высоте? 

В городе – это прежде всего спасение в промышленной среде. Свой первый выезд помню до сих пор. Промышленный альпинист, который выполнял демонтажные работы в трубе котельной, сорвался вниз. У него была черепно – мозговая травма. Вообще набор ситуаций в городе в первую очередь связан со строительным сектором: это какие – то нештатные ситуации с крановщиками на высоте, стало плохо, к примеру, различные ситуации на строящихся или ремонтирующихся зданиях, а также в различных подземных сооружениях.

В микрорайонах жилой застройки нередко выезжаем на попытки суицидов. Например, на Богдановича был случай, девушка упала на стилобат здания. А проехать спецтехника не могла, - встать во дворе было не где. На выручку пришла группа спасения на высоте. 

Если говорить по объектам, то самые высокие здания в Минске сегодня – это «Парус» на Кальварийской и «Royal Plaza» на проспекте Победителей. Высота обоих зданий более ста метров.

Когда поступает сигнал «группа спасения на высоте на выезд» ты прикидываешь, как будешь вести работы, тактико – технические характеристики здания. Уже перед работой группа спасателей обговаривает – кто крепит веревки, кто осуществляет спуск, кто страхует, кто работает с пострадавшим. На месте ориентируемся, нужны ли ещё группы спасения. Как правило, звено спасения на высоте - это 2-3 человека. В идеале – три. Один на подстраховке, один на основную страховку и один в непосредственной работе.

Для нас техника безопасности – основное требование. Есть международные нормы. Общаемся с коллегами из других стран. Например, седьмая часть в Варшаве специализированная по промышленному альпинизму. Они также ездят на выезды при других ЧС, но специализируется на работах по спасению на высоте, мы с ними поддерживаем контакты.

В 2013 году специалисты МГУ МЧС прошли горную подготовку в Приэльбрусье во время учебно – методического сбора и восхождения на вершину Эльбруса, включая ледовую и горноспасательную подготовку, принимали участие в международных учениях по спасательным работам на высоте в Польше и Чехии, участвовали в спасательном многоборье в России и Казахстане.

В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала.


Что больше привлекает: Горы или промышленный альпинизм? 

Горы это скорее спорт и хобби, а промышленный альпинизм – это работа. Тренировки у нас проходят три раза в неделю, если зимой – то в закрытых помещениях, летом ещё и на скалодромах. Если раньше мы могли тренироваться только в ИППК МЧС, то сегодня в гарнизоне столичных спасателей есть 3 площадки. Это скалодромы в 40 части на Гинтовта и на базе пожарного аварийно – спасательного отряда городского правления МЧС, а также тренировочная база в пожарной аварийно – спасательной части на Софьи Ковалевской. 

Для меня горы - это такой экстремальный отдых. Туда ты идешь для преодоления себя, для пробы своих сил. А промышленный альпинизм - это уже не только работа над собой и подготовка себя, но и ответственность за подготовку других спасателей.

Я помню свой первый спуск с четвертого этажа учебной башни: было дискомфортно. Когда хотя бы раз сорвался, завис на страховке, чувствуешь себя по – другому. Боятся все, но нужно привыкать. Если есть долгий перерыв в работе, на высоте будет не комфортно. Но когда готовишься, тренируешься, то действия доводятся до автоматизма и страх как таковой уходит. Поэтому нужно в первую очередь желание учиться и работать. Приходили далекие от этой темы молодые ребята, которые очень хотели попробовать. Сейчас работают и хорошие позиции и в спорте, и службе показывают. Если человек хочет, он поставленной цели добивается.

...Весь мир на ладони! Ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди...

Самые счастливые люди, безусловно, те, кто смог осуществить мечты и реализовать себя в жизни. Те, чьи увлечения стали работой, а работа – увлечением. Именно так складывается жизнь у Сергея Вечера. В прошлом году он побывал на самом высоком в мире батолите Аконкагуа на высоте 6000 метров в Аргентине. Накануне профессионального праздника желаем Сергею и коллегам покорения новых вершин.


Назад
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть