image description

МЧС Республики Беларусь

Краткая обобщенная информация о результатах проведенного правового мониторинга в отношении постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 сентября 2010 г. № 47

Краткая обобщенная информация о результатах проведенного правового мониторинга в отношении постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 сентября 2010 г. № 47

Объект правового мониторинга.

Объектом правового мониторинга являлось постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 сентября 2010 г. № 47 «Об утверждении норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» (далее – постановление № 47).

1. Организатор и сроки проведения правового мониторинга.

Правовой мониторинг был организован Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – МЧС), осуществлялся в период с 1 августа 2021 г. (начало) по 1 ноября 2021 г. (окончание).

2. Правовые основания правового мониторинга.

Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция), и подпунктом 5.2 пункта 5 Плана основных организационных мероприятий на 2021 год, утвержденного Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 2 декабря 2020 г.

3. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга.

Организатором правового мониторинга (МЧС) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:

непосредственный анализ постановления № 47 по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции (в том числе с учетом обоснования необходимости его принятия, а также иных актов законодательства, регламентирующих отношения в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности). Специальные показатели МЧС не устанавливались;

направление запросов в 9 (девять) заинтересованных государственных органов, иных организаций о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения постановления № 47 (письмо МЧС от 30.07.2021 № 1/65/3206), анализ полученных ответов;

размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на официальных сайтах МЧС и Госатомнадзора в глобальной компьютерной сети Интернет, проведение в период
с 1 августа 2021 г. по 1 ноября 2021 г. сбора информации и предложений в отношении постановления № 47;

анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет;

анализ обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, поступивших в МЧС и Госатомнадзор и относящихся к предмету регулирования постановления № 47.

4. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них.

В рамках правового мониторинга из 9 запросов, направленных в заинтересованные государственные органы, иные организации, ответы были получены на все из них (Министерство архитектуры и строительства, Комитет государственной безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство энергетики, Минский городской исполнительный комитет, Национальная академия наук Беларуси). При этом в 4 ответах сообщалось об отсутствии замечаний и предложений по запрашиваемой информации, касающейся практики применения постановления № 47.

Через официальный сайт МЧС в глобальной компьютерной сети Интернет сообщений не поступало.

Министерством обороны представлено предложение об особом правовом регулировании радиоактивных отходов, образующихся в результате утилизации вооружения, военной и специальной техники, пунктов хранения РАО, образованных в результате выполнения военных программ бывшего СССР.

Министерство энергетики считает целесообразным при переработке норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности прописать пошаговый механизм выбора площадки пункта хранения (захоронения) радиоактивных отходов, в том числе высокоактивных, с указанием конкретных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться.

Также предложено рассмотреть целесообразность исключения из области применения норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности промышленные отходы АЭС с уровнем удельной активности от уровня освобождения от контроля для больших количеств твердого материала до уровней изъятия для умеренных количеств материала (таблицы 1 и 3 приложения 4 к Гигиеническому нормативу «Критерии оценки радиационного воздействия», утвержденному постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 213 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к радиационной безопасности» и Гигиенического норматива «Критерии оценки радиационного воздействия»).

Министерством здравоохранения указано, что регулирование отдельных вопросов постановлением № 47 требует приведения его положений в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-3 «О радиационной безопасности» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2020 г. № 497
«О реализации Закона Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-З «О радиационной безопасности».

В частности, указывается на необходимость приведения классификации радиоактивных отходов в соответствии с классами радиационной опасности, определения порядка обращения с эксплуатационными радиоактивными отходами, а также порядка их учета и контроля, разработки стратегии обращения с радиоактивными отходами и иное.

Национальной академией наук Беларуси внесены следующие предложения:

необходимо осуществлять классификацию радиоактивных отходов по радиационной опасности;

сбор, сортировку (разделение) радиоактивных отходов следует осуществлять по классам радиационной опасности.

Также предложено классификацию радиоактивных отходов для обеспечения долгосрочной безопасности при захоронении проводить с учетом классов радиационной опасности радиоактивных отходов.

Кроме того, Национальная академия наук Беларуси полагает целесообразным определить порядок обращения с эксплуатационными радиоактивными отходами, а также порядок их учета и контроля.

Министерство архитектуры и строительства предлагает пересмотреть и привести нормы постановления № 47 в соответствие с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 5 июня 2019 г. № 217 «О строительных нормах и правилах», включая используемую в нем терминологию.

5.  Основные выводы по результатам правового мониторинга.

В целом практику постановления № 47 следует признать соответствующей основным целям его принятия. Некоторые выявленные недостатки правового регулирования постановления № 47 не носят концептуального характера и не оказывают существенного негативного влияния на правоприменение. В этой связи представленные предложения по совершенствованию указанного постановления будут рассмотрены при плановой его корректировке. При этом отдельные возникшие сложности в практической деятельности могут быть устранены за счет усиления разъяснительной и методологической работы.


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть