image description

МЧС Республики Беларусь

О результатах проведенного правового мониторинга в отношении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2010 г. № 1781

КРАТКАЯ ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ о результатах проведенного правового мониторинга  в отношении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2010 г. № 1781

1.Объект правового мониторинга.

Объектом правового мониторинга являлось постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2010 г. № 1781 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения» (далее – ПСМ № 1781).

2. Организатор и сроки проведения правового мониторинга.

Правовой мониторинг был организован Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – МЧС), осуществлялся в период с 7 октября 2020 г. (начало) по 9 ноября 2020 г. (окончание).

3.Правовые основания правового мониторинга.

Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65
(далее – Инструкция), и подпунктом 5.2 пункта 5 Плана основных организационных мероприятий на 2020 год, утвержденного Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 16 декабря 2019 г.

4.Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга.

Организатором правового мониторинга (МЧС) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия: 

непосредственный анализ ПСМ № 1781 по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции (в том числе с учетом обоснования необходимости его принятия, а также иных актов законодательства, регламентирующих отношения в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности). Специальные показатели МЧС не устанавливались;

направление запросов заинтересованным государственным органам и организациям о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения ПСМ № 1781 (письмо МЧС от 07.10.2020 № 1/65/3979), анализ полученных ответов;

размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на официальном сайте МЧС в глобальной компьютерной сети Интернет, и проведение в период с 07.10.2020 по 09.11.2020 сбора информации и предложений в отношении ПСМ № 1781;

анализ статей, комментариев и иных публикаций, содержащихся в специальной, в том числе научной, литературе, в средствах массовой информации, справочных правовых системах, на сайтах и иных информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет;

анализ обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, поступивших в МЧС и Госатомнадзор и относящихся к предмету регулирования ПСМ № 1781.

5.Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них.

В рамках правового мониторинга получены ответы по всем 9 (девяти) направленным запросам в заинтересованные государственные органы и организации (Государственный комитет по стандартизации, Комитет государственной безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство энергетики Национальная академия наук Беларуси). Через официальный сайт МЧС в глобальной компьютерной сети Интернет сообщений не поступало.

В 6 ответах заинтересованных государственных органов и организаций сообщалось об отсутствии замечаний и предложений по запрашиваемой информации.

1 (один) ответ, поступивший от Министерства здравоохранения, также содержал информацию об отсутствии выявленных правовых коллизий, пробелов и противоречий в области правоприменительной практики. В тоже время Министерством здравоохранения обращено внимание на практическое применение отдельных статей законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В 2 (двух) ответах, поступивших от Национальной академии наук Беларуси (ГНУ «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны») (далее – НАН Беларуси) и Министерства энергетики, содержалась конкретизированная информация и предложения, касающиеся практики применения и совершенствования ПСМ № 1781.

В частности, НАН Беларуси отмечено, что в настоящее время МЧС разрабатывается проект Указа Президента Республики Беларусь «О лицензировании деятельности и обеспечении безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения» (далее – проект Указа), который направлялся государственным органам и организациям на согласование письмами МЧС от 15.07.2020 №1/65/2803 и от 04.08.2020 №1/65/3072. Проектом Указа предусмотрены изменения в существующий порядок лицензирования деятельности и обеспечения безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, включая порядок проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности. В этой связи НАН Беларуси и Министерством энергетики указано на целесообразность приведения ПСМ № 1781 в соответствие с вышеназванным Указом после его издания.

Также Министерством энергетики и государственным научным техническим учреждением «Центр по ядерной и радиационной безопасности» представлены конкретные редакции норм по корректировке ПСМ № 1781.

6.Основные выводы по результатам правового мониторинга.

В целом практику применения ПСМ № 1781 следует признать соответствующей основным целям его принятия. Некоторые выявленные недостатки правового регулирования ПСМ № 1781 не носят концептуального характера и не оказывают существенного негативного влияния на правоприменение. В этой связи не требуется его оперативная корректировка. При этом отдельные возникшие сложности в практической деятельности могут быть устранены за счет усиления разъяснительной и методологической работы.

Также следует отметить, что во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2020 № 32/225-611/5789 и на основании пункта 48 Плана нормотворческой деятельности Правительства Республики Беларусь на II полугодие 2020 года подготовлен проект Указа, после издания которого предполагается разработка проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь об экспертизе безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Руководствуясь нормами Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 «О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности» о необходимости консолидации нормотворческих инициатив и регулирования смежных вопросов в одном проекте, а также с учетом вышеуказанной позиции заинтересованных государственных органов предлагается рассмотреть вопрос о закреплении положений ПСМ № 1781 в едином комплексном проекте постановления Совета Министров Республики Беларусь.

В Положение о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, утвержденное ПСМ № 1781 предлагается внести следующие изменения:

1.1. по тексту терминологию привести в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 198-3 «О радиационной безопасности», в том числе слово «экспертиза» заменить словами «экспертиза безопасности»;

1.2.в пункте 1 слова «деятельности по обращению с радиоактивными отходами, проектированию и изготовлению технологического оборудования и средств радиационной» исключить;

1.3.в пункте 5 после слова «проектируемых дополнить словами «сооружаемых, вводимых после сооружения»;

1.4.в подпункте 6.1 пункта 6:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«6.1. документы, обосновывающие обеспечение ядерной и радиационной безопасности и (или) изменения, дополнения в указанные документы, если они ранее подвергались экспертизе:»;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

«деятельности по проектированию и изготовлению технологического оборудования, источников ионизирующего излучения первой – четвертой категорий по степени радиационной опасности и радиационных объектов, на которых предполагается их обращение, программ для электронных вычислительных машин, используемых в целях построения расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;»;

дополнить подпункт абзацами шестым и седьмым следующего содержания:

«экспертизу безопасности отдельного раздела о состоянии реализации модификаций первой категории, а также результаты анализа причин невыполнения планов внедрения модификаций и анализа опыта эксплуатации по внедренным модификациям в составе ежегодного отчета по оценке текущего состояния безопасности энергоблока АЭС;

экспертизу безопасности документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, в случаях, когда внедрение модификации требует внесения изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию);»;

1.5. абзац второй части первой и часть вторую пункта 7, абзац третий пункта 20, пункт 26 после слов «в том числе» дополнить словами «обязательные для соблюдения»;

1.6. в пункте 18 предусмотреть возможность предоставления документов в электронном виде, а также в рамках исполнения особых лицензионных требований и условий;

1.7. в части второй пункта 20 слова «оценки и (или)» исключить;

1.8. пункт 23 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«До даты письменного уведомления Госатомнадзором о принятии экспертного заключения в техническое задание на проведение экспертизы могут вноситься изменения. Основанием для внесения изменений в техническое задание на проведение экспертизы являются:

выявление неизвестных ранее обстоятельств, связанных с безопасностью объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии;

изменение законодательства Республики Беларусь, норм и правил в области использования атомной энергии; представление заявителем в установленном порядке дополнительных документов, содержащих обоснование безопасности объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии.

Изменение в техническое задание на проведение экспертизы оформляется документально, утверждается должностным лицом, утвердившим задание на проведение экспертизы, и направляется в экспертную организацию.»;

1.9. абзац четвертый пункта 25 изложить в следующей редакции:

«содержать научно-техническую оценку и обоснованные выводы о соответствии (положительное заключение) либо не соответствии (отрицательное заключение) принятых проектных, конструкторских, технических и организационных решений и результатов их реализации требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.»;

1.10. пункт 27 дополнить частью второй следующего содержания:

«Экспертная организация несет ответственность за достоверность и обоснованность заключения экспертизы, за негативные последствия, наступившие для заказчика экспертизы в результате выполнения замечаний, предложений, рекомендаций и редакционных замечаний, данных экспертной организацией.»;

1.11. в пункте 33:

в части второй слова «оценки и (или)» исключить, слова «срок проведения оценки» заменить на «срок изучения и принятия», слова «средств радиационной защиты» заменить на «источников ионизирующего излучения первой – четвертой категорий по степени радиационной опасности и радиационных объектов, на которых предполагается их обращение»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«В случае отказа в принятии экспертного заключения, как не соответствующего техническому заданию на проведение экспертизы безопасности, Госатомнадзор возвращает экспертное заключение экспертной организации на доработку с изложением обоснованных причин отказа в письменной форме.»;

дополнить частью четвертой следующего содержания:

«В случае поступления отрицательного экспертного заключения Госатомнадзор принимает заключение и направляет его заявителю для устранения несоответствий либо возвращает заключение экспертной организации для проведение повторной экспертизы безопасности другим составом экспертов или привлекает другую экспертную организацию (экспертов).»;

1.12. Пункт 34 дополнить частью второй следующего содержания:

«После письменного уведомления Госатомнадзором заказчика экспертизы и экспертной организации о принятии экспертного заключения техническое задание считается выполненным в полном объеме и изменению не подлежит».

Кроме того, по тексту ПСМ № 1781 имеются замечания редакционно-технического характера, касающиеся необходимости его приведения в соответствие с требованиями нормотворческой техники (в том числе в части указания ссылок на акты законодательства).

 


Назад
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть