image description

МЧС Республики Беларусь

Вопросы и ответы

Сертификация и лицензирование

Показать ответ 
Алексей
Добрый день! На объекте согласно НПБ 15-2007 СПС и УП не требуется, установлены только в коридорах ручные пожарные извещатели. Для обеспечения технологических процессов и технологической дисциплины работников предприятия хотим  установить небольшую местную СПС с выводом на оповещать светозвуковой и в помещения дежурного. Связывать с системой "Молния" на нет необходимости. Вопрос можем ли мы сделать сами и без проекта т.к. это местная-технологическая сигнализация? Если да то на основании чего если нет то на основании каких ТНПА?
Добрый день, в соответствии с пунктом 176 Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией является лицензируемой деятельностью и может осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями  на основании специального разрешения (лицензии).
Показать ответ 
Yaroslav
Добрый день. В "Инструкции о порядке проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения" (от 15 мая 2018 г.  постановление № 34) есть таблица в "АКТе оценки готовности к применению внутреннего противопожарного водоснабжения". У меня 3 вопроса:
1. Обязательно ли ПК должны быть пронумерованы согласно проекта или можно как мне удобно их обходить, что бы не запутаться?
2. Приведите, пожалуйста, пример, как правильно заполнить столбцы:
      А) "Наличие и целостность пожарных рукавов, стволов,
            соединительных головок, запорной арматуры, результат пуска воды"
      Б) "Результат оценки готовности к применению"
3. Можно ли в этот акт вписать, что была проведена перекатка пожарных рукавов?

Спасибо!
По вопросу 1.
В настоящее время требование к обязательной нумерации пожарных кранов не установлено.
Вместе с тем для удобства проведения технического обслуживания и проверки работоспособности пожарных кранов МЧС рекомендует субъекту хозяйствования самостоятельно определять и проводить порядок их нумерации.
По вопросу 2 А.
         В ячейках таблицы, расположенных в столбце с заголовком «Наличие и целостность пожарных рукавов, стволов, соединительных головок, запорной арматуры, результат пуска воды», следует указывать сведения о наличии и состоянии пожарного рукава, пожарного ствола, соединительных головок, запорной арматуры, а также результат проверки работоспособности пожарного крана пуском воды. Например, заполнение ячейки столбца может быть таким: «Расположенные в пожарном шкафу пожарный рукав, ствол, соединительные головки, запорная арматура имеются в наличии и исправны. Вода в водопроводе присутствует».
         По вопросу 2 Б.
В ячейках таблицы, расположенных в столбце с заголовком «Результат оценки готовности к применению», вносятся сведения о результатах проверки конкретного пожарного крана. Например: «К применению готов»,  «Исправен и готов к применению».
По вопросу 3.
В настоящее время нормативно не предусмотрена обязательность перекатки пожарных рукавов.
Вместе с тем, по мнению МЧС, рукава в пожарном шкафу целесообразно размещать в двойной скатке. Таким образом, облегчается процесс прокладывания рукавной линии и предотвращается перекручивание рукава после подачи в него воды от водопровода.
Информация о перекатке пожарных рукавов в акт вносится по усмотрению субъекта хозяйствования.
Показать ответ 
Любовь Аркадьевна
Помещение административного назначения с двумя входами  170 м кв надо разделить на два.
Какая допустимая площадь помещения по пожарным нормам с одним входом?
Проектная организация даст ответ с учетом всех норм и правил.
Показать ответ 
Павел
Подскажите, относятся ли световые указатели «Выход», устанавливаемые над дверными проемами эвакуационных выходов, к "оповещателям"? Распространяются ли на них нормы установки указанные в п. С.5 ТКП 45-2.02-317-2018? Необходимо ли размещать световой указатель на расстоянии от потолка до его верхней части не менее 0,15 м? Есть ли в этом логика? Ведь этот отступ для потолка предусматривается для более равномерного распространения звука звуковых оповещателей?
Световые указатели направления движения «выход» могут применяться как в системах оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, так и в системах эвакуационного освещения, принципиально отличающихся между собой функциональным назначением.
Световые указатели направления движения «выход», применяемые в системах оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, являются световыми пожарными оповещателями. Строительные нормы проектирования указанных элементов пожарной автоматики установлены ТКП 45-2.02-317-2018 «Пожарная автоматика зданий и сооружений. Строительные нормы проектирования», в том числе приложением С указанного технического кодекса установившейся практики.
Нормирование расстояния от потолка до верхней части световых пожарных оповещателей, кроме необходимости обеспечивать максимально комфортную возможность восприятия сигналов оповещения (учитывая границу смыкания разнонаправленных плоскостей потолка и стен, наиболее распространённое место размещения световых приборов и т.д.) обусловлено необходимостью их технического обслуживания.
Показать ответ 
Андрей
Добрый день. При проектировании объекта «Реконструкция части главного производственного корпуса под склад, помещения административного назначения и расширение инструментальной мастерской по улице Крупской, 226 с благоустройством прилегающей территории в г.Могилеве» был произведен расчет уровня обеспечения пожарной безопасности людей при пожаре (расчет путей эвакуации) и расчет времени заполнения помещения склада готовой продукции дымом при возможном пожаре. Расчет производился с учетом разделения помещения на дымовые зоны, площадью не более 3000 м.кв. в соответствии с п.6.3 ТКП 45-4.02-273. В результате расчета сделан вывод о том, что время заполнения резервуаров дыма дымом при возможном пожаре больше времени, необходимого для безопасной эвакуации людей и что в соответствии с п.6.1 ТКП 45-4.02-273 в складе готовой продукции нет необходимости предусматривать систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре. Учитывая данный вывод, просим Вас сообщить, необходимо ли осуществлять разделение на дымовые зоны данного помещения при отсутствии в нем дымоудаления, а также необходимо ли производить дополнительно расчет времени заполнения дымом всего помещения без разделения его на дымовые зоны. Если необходимо производить, то допускается ли в формуле (39) из п.6.4 ТКП 45-4.02-273 для помещения площадью более 3000 м.кв. в значении А ставить фактическую площадь помещения без учета разделения на дымовые зоны. Заранее спасибо за ответ.
Согласно пункту 3.16 ТКП 45-4.02-273-2012 «Противодымная защита зданий и сооружений при пожаре. Системы вентиляции. Строительные нормы и правила проектирования» дымовая зона это часть помещения, защищаемая автономными системами вытяжной противодымной вентиляции, условно или конструктивно выделенная из объема этого помещения в его верхней части.
С учетом изложенного при отсутствии необходимости оборудования помещения системами вытяжной противодымной вентиляции деление помещения на дымовые зоны, в том числе их ограждение завесами (создание резервуара дыма: пункты 3.60, 6.3 ТКП 45-4.02-273-2012) не требуется.
Если для помещения площадью более 3000 м² отсутствие необходимости оборудования помещения системами вытяжной противодымной вентиляции сделано по результатам расчетов времени заполнения помещения дымом (формула 39 ТКП 45-4.02-273-2012) и времени необходимого для безопасной эвакуации людей из указанного помещения (кроме помещений категорий А и Б), то перерасчет времени заполнения помещения дымом (формула 39) с учетом фактической площади помещения выполнять не требуется.
Если для помещения площадью более 3000 м² отсутствие необходимости оборудования помещения системами вытяжной противодымной вентиляции сделано по результатам расчетов времени заполнения резервуара дыма (формула 39 ТКП 45-4.02-273-2012) и времени необходимого для безопасной эвакуации людей из указанного помещения (кроме помещений категорий А и Б), то перерасчет времени заполнения помещения дымом (формула 39) с учетом фактической площади помещения выполнять не требуется.
Показать ответ 
Сергей
Прошу Вас разъяснить (уточнить) требования по выбору типа самоспасателей фильтрующих для оснащения объекта и их эксплуатации во время пожара, учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье работника лежит на руководителе организации, а именно:
1.    Как определить наличие и количество вредных веществ выделяемых при пожаре, возможную их проскоковую концентрацию?
2.    Как определить время необходимое для проведения работ по эвакуации работниками предприятия (членами добровольной пожарной дружины)?
3.    Как определить время необходимое для работ по тушению пожара работниками предприятия (членами добровольной пожарной дружины)?
4.    Каким образом контролировать время нахождения внутри здания работника с самоспасателем, если нет специальных средств связи с ним?
В соответствии с пунктом 5.2 СТБ 11.14.05-2010 «Система стандартов пожарной безопасности. Самоспасатели фильтрующие для защиты органов дыхания. Общие технические требования и методы испытаний»  время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин при воздействии на него монооксида углерода (CO), хлорида водорода (HCl), цианида водорода (синильной кислоты) (НСN) или акролеина (С3Н4О). Проскоковые концентрации указанных веществ за фильтром не должны превышать: – монооксида углерода – 200 мг/м3 ; – хлорида водорода – 5 мл/м3 ; – цианида водорода – 10 мл/м3 ; – акролеина – 0,5 мл/м3.

Определение необходимо времени эвакуации людей из помещений и зданий осуществляется по методике, установленной в приложении 2 ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования». Расчет необходимого времени эвакуации  производится для наиболее опасного варианта развития пожара, характеризующегося наибольшим темпом нарастания опасных факторов пожара. Методикой предусмотрен расчет значений критической продолжительности пожара по условию достижения каждым из опасных факторов пожара предельно допустимых значений в зоне пребывания людей (рабочей зоне): по повышенной температуре, по потере видимости, по пониженному содержанию кислорода, по каждому из газообразных токсичных продуктов горения (диоксид углерода, угарный газ, хлористый водород).

Время работы в самоспасателе в задымленной зоне определяется в зависимости от времени защитного действия самоспасателя, установленного заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации на самоспасатель.  Увеличить время работы в задымленной зоне возможно путем замены использованного самоспасателя на резервный, при условии соблюдения мер предосторожности указанных в руководстве по эксплуатации.
Показать ответ 
Столяров Максим
При оказании консультационной помощи 22.01.2018 на территории строительной площадке объекте «Создание предприятия по производству технического углерода в СЭЗ «Могилев» Могилевского района Могилевской области и железнодорожного пути к нему» работниками МЧС была обозначена недопустимость введения здания «Склад материально-технических средств с участком изготовления огнеупоров» в эксплуатацию по причине нарушения целостности конструкции дверной коробки марки ДП2-Д-С-Г-2п-Рп-пл-25-16 (был срезан порог). Реагируя на данное замечание сотрудниками ИООО "Омск Карбон Могилев" было направлено письмо на завод-изготовитель данного дверного заполнения ОАО «Белсплат». При проведении визуального осмотра представителем ОАО «Белсплат» была подтверждена возможность проведения ремонтно-восстановительных работ путем заключения соответствующего договора. Дополнительно представителем ОАО «Белсплат» было отмечено, что акт приемки выполненных работ будет являться документом, подтверждающим соответствие восстановленного противопожарного дверного заполнения требованиям пожарной безопасности.
Прошу Вас дать оценку правомерности проведения ремонтно-восстановительных работ противопожарных дверных заполнений, а также подтвердить, что акт сдачи выполненных работ будет являться подтверждающим документом по соответствию дверного заполнения требованиям пожарной безопасности.
В соответствии Техническим регламентом Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» ТР 2009/013/BY двери противопожарные, являющиеся средством противопожарной защиты, подлежат подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности в виде сертификации.
Сертификат соответствия распространяется на однотипную продукцию, соответствующую одному документу, устанавливающему технические требования и изготавливаемую по единой технологии.
По мнению МЧС в данной ситуации конструктивные элементы противопожарной двери, восстановленные в результате проведенных ремонтно-восстановительных работ предприятием-изготовителем ОАО «Белсплат», должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкциям испытанного типового образца при сертификации продукции.
Показать ответ 
Анастасия
Добрый день! Я представляю коммерческую организацию (разработка программного обеспечения). В данный момент кол-во сотрудников - 36 чел. Мы арендуем 5 офисов в административном здании (бизнес-центр). Разъясните, пожалуйста, нужно ли нам закупать огнетушители в каждый офис, если в коридоре их не менее двух? Нужно ли создавать ДПД с прохождением ПТМ и выдачей талонов? Нужно ли закупать самоспасатели? Заранее благодарю.
В соответствии с п. 3.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов (далее – Общие требования). При этом иные требования пожарной безопасности подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования, при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.
В целях реализации Общих требований МЧС подготовлены к принятию проекты постановления МЧС, в том числе:
«Об утверждении программ пожарно-технического минимума».
«Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний работников по вопросам пожарной безопасности»;
«Об установлении норм оснащения объектов первичными средствами пожаротушения».
Данные проекты постановлений МЧС в настоящее время находятся на согласовании в Совете Министров Республики Беларусь, а после их утверждения будут размещены на сайте МЧС (www.mchs.gov.by, www.112.by) в разделе «Законодательство в области безопасности», и станут обязательными для исполнения субъектами хозяйствования.

Вместе с тем, ППБ Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь», утвержденные постановлением МЧС от 14 марта 2014 г. № 3, которые для субъектов хозяйствования носят рекомендательный характер, определены нормы необходимого количества первичных средств пожаротушения.
Обеспечение персонала объектов индивидуальными средствами защиты органов дыхания (самоспасателями), требования по эксплуатации и испытанию самоспасателей установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 475-2013(02300) «Применение средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, необходимых для эвакуации людей в случае возникновения пожара», государственном стандарте СТБ 11.14.05 «Самоспасатели фильтрующие для защиты органов дыхания. Общие технические требования и методы испытаний», и техническом регламенте Таможенного союза 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».
Порядок создания добровольной пожарной дружины определен в постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 октября 1995 г. № 571 «Об утверждении положений о внештатных пожарных формированиях и смотрах противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах».
При этом согласно Декрету формы и система организации работы определяются самими руководителями субъектов. Руководитель наделен полномочиями на принятие самостоятельных решений по установлению необходимых требований пожарной безопасности на объекте, с учетом его специфики.
Показать ответ 
Дмитрий
Здравствуйте. Я занимаюсь в качестве индивидуального предпринимателя проектированием одноквартирных и блокированных жилых домов, а так же хозяйственных построек и часто сталкиваюсь со следующей проблемой. В силу плотности и хаотичности существующей частной застройки во многих городах Республики Беларусь, нет возможности размещать на участках граждан постройки с выполнением требований ТКП45-2.02-242-2011* в части обеспечения противопожарных разрывов, как и нет возможности объединить постройки в пожарный отсек из-за превышения его максимальной площади. В силу вышесказанного, для размещения объекта проектирования в сложившихся условиях необходимо величину разрывов определять расчётом, исходя из величины теплового потока, при возможном пожаре в здании(сооружении).
Вопрос следующий: Могу ли я выполнять настоящий расчёт в составе своего проекта, на основании методик приведённых в действующих ТНПА, с последующим обоснованием назначенных разрывов при согласовании в местных исполнительных органах? Обращаю Ваше внимание на тот факт, что для проектирования вышеуказанных объектов в силу отнесения их к классу сложности К-5 (СТБ 2331-2015) не требуется наличие аттестат соответствия на проектирование(хотя в моём случае имеется аттестат четвёртой категории на право осуществления разработки разделов проекта: архитектурные решения и строительные).
Если же не могу, то каким нормативным актом это запрещено и соответственно относится ли работа по выполнению настоящего расчёта к лицензируемому виду деятельности в области пожарной безопасности?
Спасибо!
Лицензионные требования и условия выполнения проектировщиками в рамках проектных работ расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности, изложены в главе 18 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь
от 01 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с требованиями п. 4.10 ТКП 45-1.02-295-2014* «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» не включают в состав проектной документации расчеты строительных конструкций и инженерных систем, в том числе по противопожарной защите зданий и обеспечению безопасной эвакуации людей из них в случаях чрезвычайных ситуаций, расчеты технологических процессов, объемов строительно-монтажных работ, потребности в материальных, трудовых и энергетических ресурсах. Эти материалы хранят у разработчика проектной документации и представляют заказчику или органам государственной экспертизы по их требованию.

По вопросу необходимых документов, дающих индивидуальному предпринимателю право определения величины разрыва расчетом по методикам, приведенным в действующих ТНПА, необходимо обратиться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Одновременно информируем, в соответствии со статьей 59-1 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» органы государственного пожарного надзора не участвуют в приемке в эксплуатацию финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, дач, гаражей.
Показать ответ 
Ольга
В соответствии с приложением 2 ППБ -01-2014, первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводятся лицом, назначенным приказом руководителя, ответственным за пожарную безопасность в структурном подразделении, в котором инструктируемый выполняет работу. Должны ли проходить инструктаж по пожарной безопасности на рабочем месте должностные лица, на которых возложены обязанности по проведению противопожарных инструктажей, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в структурном подразделении, прошедшие подготовку по программе пожарно-технического минимума?Законно ли проведение инструктажа на рабочем с заместителем директора, либо с начальником цеха, специалистом, назначенным приказом, но не являющимся ответственным за пожарную безопасность в подразделении, в котором инструктируемое должностное лицо выполняет работу?
Согласно статье 17 Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности» и пункту 4.6 ППБ Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь», утвержденных постановлением МЧС от 14 марта 2014 г. № 3 (далее – ППБ Беларуси 01-2014), руководитель обязан создать систему обучения требованиям пожарной безопасности работающих (в том числе временно допускаемых на территорию объекта), подготовку работников пожарно-техническому минимуму (далее – ПТМ).

Кроме того, руководитель и должностные лица обязаны не допускать к работе подчиненных работников, не прошедших обучение по пожарной безопасности, в том числе подготовку по программе ПТМ, противопожарный инструктаж, проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.

Также в соответствии с приложением 2 ППБ Беларуси 01-2014 повторный противопожарный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие по программе (инструкции) первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.
Показать ответ 
Николай
Здравствуйте.В жилом доме ТС имеется подземная автостоянка оборудованная водяной системой пожаротушения.Можно-ли назначить ответственным за ПБ гаража иненера который работает в ТС по совместительству.
Добрый день. Требованиями ППБ Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь», утвержденными постановлением МЧС от 14 марта 2014 г. № 3, назначение ответственным за пожарную безопасность на объекте должностного лица, который работает на данном объекте по совместительству, не запрещено.

При этом указанное должностное лицо обязано пройти подготовку по программе пожарно-технического минимума в соответствии с приложением 2 ППБ Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь», утвержденных постановлением МЧС от 14 марта 2014 г. № 3.
Показать ответ 
ИП АРАБЕЙ
Хотим заняться торговлей пиротехникой 1.2.3. класса опасности согласно правилам нашли помещение на последнем этаже у наружной стены имеется оконный проем стены бетонные .возле лестницы , оборудовали первичными средствами пожаро тушения. инспектор мчс требует установить двери ДП-2-Д-С-Г-1п (противо пожарные и противо дымные)
Прошу ответьте как должен быть оборудован специолизированый ТО обьект пиротехникой 1, 2,3, класса опасности.
Заранее благодарен за ответ .
В соответствии с требованиями п. 8 ППБ Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь», утвержденных постановлением МЧС от 14 марта 2014 г. № 3 (далее – ППБ), здания (сооружения) и помещения, установки, оборудование объекта должны использоваться только по целевому назначению, определенному проектной и эксплуатационно-технической документацией, и в  соответствии с указанными в них требованиями.

При этом проведение технического переоснащения, перепрофилирования по функциональному назначению зданий (сооружений) и помещений должны осуществляться в соответствии с проектной документацией, разработанной в установленном порядке.

Наряду с ППБ следует также руководствоваться требованиями, предусмотренными иными нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами (далее – НПА и ТНПА) в области пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности к местам продажи пиротехнических изделий изложены в главе 30 ППБ.
Показать ответ 
Татьяна
Добрый день. Помогите разобраться в конфликтной ситуации с соседями. Мы живем в частном секторе. Соседи (у нас смежных забор) ведут хозяйство. Регулярно они осуществляют приготовление корма на улице в металлической печи, дым от которой идет нам в окна. Есть ли какие-то то нормативы по пожарной безопасности о расположении печи на улице?
Добрый день, расстояние для специальных приспособлений - 4 метра от зданий и сооружений. В любом случае, для конкретного изучения ситуации обратитесь в ваш районный отдел МЧС.
Показать ответ 
Анна
Добрый день.скажите, пожалуйста, проводит ли служба борьбу с осами?у соседей сверху осы под обшивкой балкона.могут ли нам помочь или это какая-то другая служба занимается этим? Платно или бесплатно? И на даче, в доме, обнаружили пару гнезд шершней. Запенили. Поможет ли это? Спасибо
Добрый день, в случае прямой угрозы жизни и здоровью подобные работы нами будут проведены бесплатно. Если такой угрозы нет, оказание помощи на возмездной основе осуществляется при наличии возможности. Также в вашем населенном пункте могут быть организации любой формы собственности, оказывающие подобные услуги. Если вы сделали всё герметично, это может помочь.
Показать ответ 
Татьяна
Здравствуйте, такой вопрос по поводу отключения вентиляции при пожаре: 1. Нужно ли отключать всю вентиляцию и кондиционирование(в т.ч. местную) и приточную, и вытяжную, в соответствии с действующим ГОСТ 12.4.009-83 п.2.2.6? Или же в соответствии с ТКП 45-2.02-190-2010 , п.15.2 - только однофазные можно не отключать, а все остальные нужно? Или же все-таки, в соответствии с этим же ТКП и п.15.2, подпункт "а" - местные системы кондиционирования не нужно отключать (в не зависимости питания от однофазной или трёхфазной сети), а только общую (на несколько помещений)? 2. Есть помещение дизельной в отдельно стоящем здании. Там есть вытяжной вентилятор, который работает только при включении дизельного двигателя. Нужно ли его отключать при пожаре, ведь он приток воздуха не производит? Заранее спасибо за ответ!
Добрый день. В соответствии пунктом 12.3 СНБ 4.02.01-03* «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» и пунктом 15.2 ТКП 45-2.02-190-2010* «Пожарная автоматика» для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения или автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое блокирование электроприемников (кроме электроприемников оборудования, присоединяемого к однофазной сети освещения) систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления (далее – системы вентиляции), а также системы противодымной защиты с этими установками. При этом обязательное отключение местных систем кондиционирования воздуха требованиями технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации Республики Беларусь не регламентировано. Одновременно МЧС информирует, что необходимость частичного или полного отключения систем вентиляции должна определяться по технологическим требованиям и проектной документации.
Показать ответ 
Анна
Здравствуйте. Мой сосед поменял входную дверь, по тех паспорту она открывалась во внутрь его квартиры, теперь она открывается прямо в мою дверь. Правильно ли я понимаю, что по правилам пожарной безопасности это запрещено, т.к. он блокирует мою дверь? Ставить наместо он отказывается, куда я могу обратиться, чтобы решить данный вопрос, если я права?Спасибо
Добрый день. Если изменения внесены в проект, то всё законно. Выяснить это поможет обращение в вашу эксплуатирующую организацию - ЖЭС, ЖСПК и т.д.
Показать ответ 
ТАТЬЯНА
Здравствуйте, прошу ответить, имеется ли в наличии у спасателей при освобождении человека из закрытого помещения, такой инструмент как электрический вульф для срезания, например, дверных петель. Заранее благодарна за ответ.
Добрый день, спасатели используют универсальные гидравлические и пневматические инструменты, а также бензорезы.
Показать ответ 
Могилевкооппроект
Нормируются ли противопожарные разрывы между зданием магазина и сооружением (вольер для собак)?
Исходя из сведений, изложенных в вопросе, а также учитывая отсутствие проектных решений, дать однозначный ответ по существу не представляется возможным. Требования к противопожарным разрывам между зданиями и сооружениями в зависимости от их степени огнестойкости, классов функциональной пожарной опасности и категорий по взрывопожарной и пожарной опасности изложены в ТКП 45-2.02-242-2011 «Ограничение распространения пожара. Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий. Строительные нормы проектирования». На основании статьи 10 Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» официальные толкования по вопросам применения утвержденных Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь технических нормативных правовых актов дает указанное министерство.
Показать ответ 
Евгений
Здравствуйте. Город Гомель, Советский район. Во время реконструкции частного дома столкнулся проблемой. Прошу дать разъяснение и совет. Дом не реконструировался с 80-х годов. Документы в порядке. Тогда были иные противопожарные нормы и, возможно, другое отношение к этому. Сейчас же возникла необходимость реконструировать одну из стен жилого дома и сарай. В обоих случаях подразумевается снос стен и их возведение заново. Закон требует, чтобы реконструкция производилась в тех же границах, поскольку в противном случае будет не соблюдаются противопожарные нормы. Я же хочу при реконструкции увеличить толщину стен, например вместо деревянной стены 100 мм или каркасно-засыпной стены 250 мм поставить стены из ПГС или кирпича толщиной 300 и 400 мм соответственно. Т.е. не ухудшая жилищных условий (не уменьшая текущие квадратные метры жилища) увеличить толщины стен, и тем самым увеличив внешние габариты строения. Но при этом уже не соблюдаются противопожарные нормы. Вопрос: что я могу сделать, чтобы получить разрешение на выход за текущие габариты на расстояние не более 300 мм? Ведь что такое 30 см? Мне видется это расстояние несущественным. Тем временем я улучшаю класс пожароопасности стен! Может ли какая-то организация произвести соответствующий расчет? Или кто-то произвести обоснование, при котором я могу выйти за границы дома на 300 мм, но улучшить класс пожароопасности. Возможно, этот вопрос реально решить в индивидуальном порядке, составив прошение/заявление на имя начальника управления МЧС по городу/области? Спасибо за внимание, очень жду Ваших советов.
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и статьей 15 Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности», обеспечение на соответствующей территории соблюдения законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов, местных Советов депутатов. Соответствие противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями на смежных участках должно оцениваться на основании плана детального планирования застройки населенного пункта (города районного подчинения, поселка городского типа, сельского населенного пункта) либо частей населенных пунктов (кварталов, микрорайонов, улиц), разработка которого находится в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов (ст. 5, 44 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»). Согласно Закону Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», органы государственного пожарного надзора не участвуют в работе комиссий по приемке финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, нежилых капитальных строений. С учетом изложенного МЧС информирует, что определение необходимости устройства и параметры противопожарных разрывов между строениями должно осуществляться местными органами архитектуры на основании проекта детального планирования застройки. Дополнительно МЧС информирует, что требования к значениям противопожарных разрывов от одноквартирных и блокированных жилых домов и хозяйственных построек на приусадебном земельном участке, а также до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках регламентированы пунктами 6.1, 6.8-6.10 ТКП 45-2.02-242-2011* «Ограничение распространения пожара. Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий. Строительные нормы проектирования» (далее – ТКП 45-2.02-242-2011*). Указанные разрывы не нормируются при суммарной площади застройки (включая незастроенную площадь между ними), не превышающей наибольшую допустимую площадь пожарного отсека здания. При этом площадь пожарного отсека следует принимать по самой низкой степени огнестойкости здания (строения), принимаемого в расчете суммарной площади застройки в соответствии с ТКП 45-3.02-230-2010* «Дома жилые одноквартирные и блокированные. Строительные нормы проектирования» (далее – ТКП 45-3.02-230-2010*). В соответствии с областью применения ТКП 45-3.02-230-2010* устанавливает нормы проектирования вновь строящихся и реконструируемых жилых домов, ТКП 45-2.02-242-2011* – при новом строительстве и реконструкции существующих зданий и сооружений, за исключением соблюдения противопожарных разрывов для зданий и сооружений, реконструируемых без изменения внешнего контура их границ (периметра), снижения степени огнестойкости, изменения категории здания по взрывопожарной и пожарной опасности на более опасную и не устанавливают требования при разделе долевой собственности. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Для официального толкования ТКП 45-3.02-230-2010* и ТКП 45-2.02-242-2011*, утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» Вам необходимо обратиться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Показать ответ 
Ип Буслаев
Здравствуйте подскажите пожалуйста, где посмотреть правила подсчета площади пожарного отсека для жилых одноквартирных домов, желательно с примером. Заранее благодарю.
Определение суммарной площади застройки (включая незастроенную площадь между ними), не превышающей наибольшую допустимую площадь пожарного отсека здания без противопожарных стен согласно требованиям ТКП 45-3.02-230 изложено в п. 6.8 ТКП 45-2.02-242-2011 «Ограничение распространения пожара. Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий. Строительные нормы проектирования».


Назад
Министерство
Законодательство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть