image description

МЧС Республики Беларусь

Проект «Женское лицо Победы»: Феликса Викентьевна Богуминская

1180

В Год исторической памяти, когда особенно важно придать новый импульс правде об истории нашего народа и каждой семьи в отдельности, мы опубликуем истории женщин, победивших наравне с мужчинами. Мы передадим эстафету памяти молодому поколению и расскажем о людях, завоевавших Победу.

Сегодня эстафету памяти принимает Ксения Андросик, старший инспектор группы пропаганды и взаимодействия с общественностью Узденского районного отдела по ЧС. Со свойственной ей чуткостью, использовав свой публицистический талант, она рассказала историю Феликсы Викентьевны Богуминской. К сожалению, летом 2021 года героини этой истории не стало. Но память о ней останется жить, в том числе и благодаря этому материалу и тем, кто уделит некоторое время, чтобы прочесть историю.

Эта хрупкая бабушка с необычным именем и нелегкой судьбой жила в частном доме в райцентре, расположенном на улице… Победы. Ухоженные двор и огород, небольшой уютный домик, много цветов – каждую весну и лето участок утопал в розах, пионах, гортензиях, люпинах. Феликса Викентьевна часто повторяла: «Пусть каждая весна будет весной Победы! Радостной, с цветами, мирными рассветами и закатами».

«Бабушку с улицы Победы» знали многие жители Узды и других населенных пунктов, даже – районов. Партизанская связная, ветеран Феликса Викентьевна Богуминская была награждена Орденом Великой Отечественной войны, медалью Жукова, имела более десятка юбилейных медалей. У нее были поистине золотые руки – на протяжении десятилетий Феликса шила одежду для признанных модниц и модников. И каждый год перечисляла пожертвования в Фонд мира. От волонтерской помощи по хозяйству Феликса Викентьевна всегда отказывалась: «Что вы, детки? Какая помощь? У меня все сделано, как я иначе шевелиться буду? Вы лучше со мной поговорите, новости расскажите, я вас яблоками и грушами угощу».

К сожалению, последний год своей жизни Феликса Викентьевна уже не бывала «в людях». Ухаживали за 96-летним ветераном родные. Жизнерадостности, оптимизма ветеран не теряла до последнего: жалела только, что уже сама не могла «тупать», как раньше, с утра до вечера, топить печку, заниматься рассадой, кормить курочек и, конечно же, шить.

Родилась я давно, – рассказывала Феликса Викентьевна, – 20 ноября 1924 года в деревеньке Пасечки (сегодня – деревня Городок) Узденского района. Всего у моих родителей было девять детей, а у меня – пять братьев и три сестры. Конечно, отцу с матерью сложно было нас «поднимать», и я, как старшая, помогала. Всегда жили дружно, в любви и мире.

В 10 лет счастливая Фелька пошла в школу, осваивать науки, однако через год учебу прекратила: нужно было помогать матери растить младших. Снова сесть за школьную парту получилось позже, и в 17 лет Феликса окончила 7 классов. Началась война…

Чтобы заработать «копеечку» на большую семью, Феля перешивала старые мужские кепки и шапки. Получалось хорошо, заказы приносили со всей округи. В 1943 году территория от деревни Песочное до деревни Ануфрово стала партизанской зоной, отряд Котовского 300-й бригады имени Ворошилова обосновался в деревнях Городок и Сутки.

Партизаны стали приносить перешивать разные вещи, – вспоминает Феликса Викентьевна. – Со старых кителей шила военные фуражки, вела учет, кому и сколько сшила. Всего в моем списке – 149 фамилий. Учет партизан-заказчиков вела аккуратно, чтобы потом дать четкий ответ на вопрос: «А что ты делала в партизанах, какой твой вклад в приближение Победы?».

Однажды начальник особого отдела штаба партизанской бригады Лунев попросил мать Феликсы, чтобы девушка или ее сестра сходили в Узду на разведку.

Вечером к нам в дом пришел человек в шинели, мама сначала очень испугалась, потом они долго о чем-то разговаривали на кухне, – рассказывает Феликса Викентьевна. – Помню слова матери: «Сама я не могу, у меня дети. И это рискованно». И тогда мужчина посмотрел на сестру и меня. Сестра болела, ходить никуда не могла. Я согласилась – и пошла в разведку: раз, второй, третий… Стала связной бригады имени Ворошилова, много раз бывала в Узде по поручениям, одевалась в самое худшее, чтобы не привлекать внимания оккупантов. Мне выдавали специальный пропуск – на сигаретной бумаге: если вдруг встретишь немца или попадешь в сложную ситуацию, чтобы не выдать себя, эту бумажку нужно проглотить. А иногда было очень страшно. Шла однажды зимой из Суток в Узду, навстречу мне – двое мужчин. Ведут себя подозрительно, оглядываются по сторонам. Внутри все колотится, руки затряслись. Подумала: «Что будет, то будет!» Присела, будто колоши на стареньких валенках поправляю, перед глазами – расправы над сельчанами за связь с партизанами, когда не жалели ни молодых, ни пожилых. Прошли мимо.

…После окончания войны Феликса осуществила свою детскую мечту – окончила среднюю школу и заочно получила специальность модельера-конструктора в Минском технологическом техникуме. Встретила свою любовь и вышла замуж за Иосифа Богуминского. В 1952 году семья Богуминских переехала в Узду. Муж работал столяром в детском доме, Феликса Викентьевна – в школе учителем трудового обучения, вела курсы кройки и шитья в районном Доме культуры.

Не дал нам Бог деток, но в доме всегда было много веселья и детского смеха – приезжали маленькие племянники, а затем уже – их дети, – рассказывала Феликса Викентьевна. – После смерти мужа рук не опустила, на пенсии не скучала: занималась любимым делом – шитьем, моделировала разные фасоны платьев, юбок, стала мастером по пошиву зимних шапок из натурального меха. Смотрела за домашней живностью, огородом, клумбами. Одним словом – старости не сдавалась.

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть