МЧС Республики Беларусь
Книга почета МЧС: Валентин Карпицкий
За свою историю наше ведомство знало немало выдающихся работников. Некоторые из них попали в книгу почета, включение в которую является наиболее значимой формой поощрения за многолетнюю работу. Настало время нынешнему поколению отдать дань уважения тем людям, которые посвятили себя служению Отечеству и установили высокую планку заслуг перед ведомством.
В новом проекте «Книга почета МЧС» мы пролистаем ее страницы и расскажем о тех, кто вел многолетнюю работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, проводил активную деятельность по профилактике пожаров и совершенствованию способов обучения безопасности жизнедеятельности, внес большой личный вклад в развитие ветеранского движения.
Валентин Владимирович Карпицкий
Первый заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (2005 – 2013)
генерал-майор внутренней службы
Заслуженный спасатель Республики Беларусь
Всю свою профессиональную жизнь Валентин Карпицкий посвятил службе спасения. Начинал с пожарного и дослужил до генерала МЧС.
В послужном списке у нашего героя много достижений, о которых можно говорить, но главное – это беззаветное служение стране и спасательному делу. К слову, после учреждения высокой государственной награды «Заслуженный спасатель Республики Беларусь» был первым, кто ее получил.
Выбрал женскую специальность
При Советском Союзе после восьми классов можно было поступать в техникумы. Окончив 8 классов с отличием, решил поступать в Минск, в политехнический. Учитывая, что технические специальности были очень близки, решил выбрать специальность «Механические измерения».
Валентин Владимирович кроме того, что был отличником, являлся также победителем районных олимпиад по математике и физике.
Подал документы в Минский ордена Трудового Красного Знамени политехникум и иду на собеседование. Раньше, кто оканчивал с отличием, получал похвальный лист и имел право на поступление по собеседованию, без экзаменов. По пути встречаю девочку, которая училась со мной в одной школе только на год старше. Она спрашивает: «Куда поступаешь?». Я отвечаю, что на «Механические измерения». А она с улыбкой говорит, что там только девочки учатся, что это - женская специальность.
Наш герой не был готов к такой развязке. Узнав, что в политехе есть пожарно-техническое отделение, на собеседовании у директора попросил его зачислить именно туда. С того часа Валентин Карпицкий начал свой долгий профессиональный путь до генерала МЧС.
Получал образование и тушил пожары
Во время учебы, как только исполнилось 18 лет, принял решение, что нужно работать. Родители жили в деревне, денег особенно не было. Поэтому в 1975 году стал пожарным в самостоятельной военизированной пожарной части № 2 по охране Фрунзенского района г. Минска управления пожарной охраны УВД Минского облисполкома.
«До сих пор помню свою первую зарплату – 69 рублей 50 коп., – вспоминает Валентин Карпицкий. – Офицер, начальник караула, тогда получал 110 руб., а инженер – 120. Но за счет того, что я хорошо учился, у меня была повышенная стипендия. В итоге, получал на то время очень даже хорошо».
10 протоколов за 20 дней и армия
Окончил техникум с отличием и получил распределение в Могилев, где стал старшим инструктором в профессиональной пожарной части. Проработал там немного – 20 дней. Дальше поехал служить в армию.
Молодой специалист времени зря не терял. За 20 дней работы в инспекции составил 10 протоколов о нарушении правил пожарной безопасности на объектах торговли. Ни много ни мало, но план перевыполнил.
Стрелял хорошо – плохо не разрешали
Срочную службу проходил в Рязанской области на объектах внутренних войск. Так получилось, что из нашей группы в техникуме отобрали 5 человек и всех направили служить. Я был старостой группы и мне предложили стать командиром. Но я отказался. Тогда отправили учиться на специалиста в город Электросталь, где размещался серьезный учебный центр внутренних войск. Около 4 месяцев там и проходил службу, получая новую для себя специальность – «Инженерно-технические средства связи и охраны».
Вспоминая срочную службу, генерал в отставке рассказывает, что стрельбы были каждую неделю. До стрельбища – 15 км. Если плохо стрелял – обратно возвращался пешком в противогазе.
И в армии не без пожаров
Среди ночи нас поднимают по тревоге: на предприятии, которое мы охраняли, произошел инцидент. Подробностей нет. С оружием все выезжают к месту событий. По прибытии стало ясно – сильный пожар с продолжающимися взрывами. И когда я увидел 130-ый пожарный ЗИЛ, предложил помощь. В то время я уже имел хороший опыт работы с этой техникой. Взял на себя вопрос работы с насосом и подавал воду на тушение пожара.
После армии вопрос, где продолжать службу, не стоял. По возвращении хотел работать в городе Могилеве, но мест не было. Поехал в Минск, согласившись на не офицерскую должность – командир отделения в подчиненной военизированной пожарной части № 11 по охране Фрунзенского района г. Минска управления пожарной охраны УВД Минского горисполкома.
Есть только миг, за него и держись
Те, кто прошел службу, знают, что у каждого мгновения есть цена. Так и наш герой познал цену мгновения. И не один раз.
Еще до армии в 1976 году в Минске тушил пожар в двухэтажном чердачном доме с металлической кровлей. Мороз. Холодно. Вдвоем с коллегой Николаем Суржинским находились на крыше. И тут я вдруг соскользнул и покатился вниз. Боевой товарищ вовремя сориентировался и зацепил меня багром. Если бы не погиб, то точно остался бы инвалидом… Снизу валялась груда разбросанного металла. До сих пор с Колей вспоминаем этот случай.
Другой случай произошел в году восьмидесятом. Тогда тушили пожар на химбазе, который произошел в результате разлива нефтепродуктов. Раз пять проводили пенную атаку, потом хлопок – и опять все горит. Рядом размещался небольшой склад, и мое отделение получило команду вскрыть кровлю. Поднялись на это здание для осмотра, шанцевый инструмент с собой не брали, пришлось возвращаться к машинам. Не успели отойти и 10 метров от здания, как происходит взрыв и здание складывается.
«Если бы были там, шансов выжить не было бы», – вспоминает Валентин Карпицкий.
Желание учиться победило
Для меня принципиальным было продолжать обучение. Хотел поступать в политехнический институт. Тогда была возможность получать образование в вечернее время, но служба в карауле этого не позволяла. Поэтому в 1980 году принял предложение пойти в инспекцию.
К слову, заметил будущего генерала уважаемый и по сей день Борис Семенович Барингольц. Возможно, поэтому и принял предложение – но это уже наша догадка – пресс-службы.
Начинал с младшего инспектора самостоятельной военизированной пожарной части № 1 по охране Ленинского района г. Минска управления пожарной охраны УВД Минского горисполкома. Через год меня назначили на должность инспектора, и я становлюсь лучшим инспектором города Минска. Это не был конкурс – тогда рассматривались и принимались в расчет основные показатели служебной деятельности.
Безопасность станции метро «Восток» гарантирована
В 1986 году переводят на должность старшего инженера отделения ГПН по строящимся объектам метрополитена при УВД Минского горисполкома.
На тот момент уже опытному офицеру, за спиной у которого и годы работы в службе, и серьезный опыт в профилактической деятельности, вверяют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности объектов Минского метрополитена. Особая задача и персональная ответственность возлагалась за строящуюся станцию метро «Восток».
Работа была напряженная, но интересная. Понимая ответственность, очень плотно взаимодействовал с проектным институтом, как на стадии подготовки проектной документации, так и далее, уже в ходе строительства объекта.
СВПЧ – сегодня это РОЧС
В 1987 году Валентина Карпицкого назначают на должность начальника самостоятельной военизированной пожарной части № 4 по охране Советского района г. Минска Управления пожарной охраны УВД Минского горисполкома.
Современные районные отделы по ЧС фактически являются преемниками СВПЧ. На то время у руководителя самостоятельной части были три заместителя по надзору, службе и кадрово-идеологическому направлению.
Для тридцатилетнего офицера – это была новая ступень испытаний. Коллектив большой, состоящий из разных людей: и опытные бойцы по 40-50 лет, и молодые кадры.
«Но с этим проблем не возникло, – делится воспоминаниями Валентин Карпицкий. – С людьми работать любил. В надзоре чувствовал себя как рыба в воде, и хорошо был знаком со службой. С последним помогал заместитель – Тихонович Иван Константинович – сильный специалист, крепкий «службист», многое сделал в свое время».
Кстати, перед назначением на должность руководителя части, Владимир Клавдиевич Воробьев приглашал будущего генерала работать к себе в Высшее пожарно-техническое училище (сегодня Университет гражданской защиты МЧС). Но желание нашего героя работать на практических должностях оставалось непоколебимым.
13 заместителей у генерального директора – на всех составлен протокол
В то время в Советском районе находилось много ключевых предприятий и организаций: ЦУМ, завод Ленина, приборостроительный институт, полиграфкомбинат. Надзор за безопасностью на таких объектах возлагался непосредственно на начальника части.
Один из самых сложных объектов в части надзора за пожарной безопасностью был завод Ленина. Генеральный директор, у которого было 13 заместителей, подчинялся напрямую «Москве». Такие объекты проверялись только комиссионно. Так, в ходе такой проверки был выявлен широкий спектр нарушений, требующий реагирования со стороны руководителя предприятия. При тщательном изучении обстоятельств было принято решение, что каждый заместитель, отвечающий за свои направления, должен понести персональную ответственность. В итоге – Валентин Карпицкий составил 13 протоколов об административном правонарушении. К слову, штраф был самым большим – 40 рублей.
Иногда для того, чтобы заставить руководителей выполнять требования безопасности, приходилось принимать сложные, но принципиальные решения. К примеру, ЦУМ пришлось закрыть.
«После длительного пренебрежения правилами пожарной безопасности со стороны руководства вынес постановление о закрытии ЦУМа, – делится впечатлениями (на тот момент еще капитан) Карпицкий. – На утро километровая очередь, входные двери опечатаны, никто не рискует нарушить вынесенное постановление. О ситуации узнали в райкоме партии, где и решили проблемный вопрос».
Новая 50-метровая автолестница в Минске
В ходе нашего интервью с Валентином Владимировичем приходит четкое понимание, что жизнь сама направляет человека, он только проявляет принципиальность, целеустремленность и стремится развивать свой профессионализм.
Подтверждение тому – 1992 год, когда Валентина Карпицкого в порядке продвижения по службе назначают на должность заместителя начальника управления пожарной охраны УВД Минского горисполкома. Оказывается, согласился он на эту должность только с седьмого раза!
«Не был готов, в первую очередь эмоционально, психологически, – вспоминает генерал. – Когда предлагали первый раз, мне только майора присвоили, а должность «полковничья». Это большая ответственность, нужно было созреть, набраться опыта».
Чутье не подвело – 5 лет безупречной службы в этой должности. Одно из знаковых достижений – совместный проект с Белагропромбанком.
«При строительстве корпусов данной организации я вместе с начальником управления Терешковым Николаем Александровичем (он был настырным и пробивным) обосновали необходимость приобретения 50-метрвого подъемника для целей пожаротушения и эвакуации людей на объекте. Тогда это был беспрецедентный случай, когда организация захотела вложиться в собственную безопасность и приобрела для пожарной службы технику. Этот случай послужил хорошим примером, который в последующем использовался для продвижения нормативно-правового акта, предписывающего всем застройщикам направлять определенный процент в специальный фонд МЧС. Уже из этого фонда средства использовались для развития материально-технической базы пожарных аварийно-спасательных подразделений. Года три эта система работала, много было сделано за этот период».
К слову, это не последняя лестница, которая была поставлена на вооружение благодаря генералу Карпицкому. Далее был первый и единственный на сегодняшний момент 90-метровый коленчатый подъемник, который приобретался в рамках строительства Национальной библиотеки Республики Беларусь. Тогда наш герой был уже первым заместителем министра по чрезвычайным ситуациям, главным государственным инспектором по пожарному надзору.
Согласовывали тыл – получился надзор
«В 2005 год – я уже тогда был опытным начальником Минского городского управления МЧС, – вспоминает Валентин Владимирович. – Министром на тот момент был генерал-лейтенант Астапов Валерий Петрович. Он мне предложил должность заместителя министра, но по блоку тыла. Вопрос с назначением серьезный, который требовал длительного согласования. Так получилось, что пока согласовывали документы, генерал Астапов ушел на пенсию и назначили на пост министра Бариева Энвера Ризаевича, который занимал должность первого зама – главного государственного инспектора по пожарному надзору. Он и предложил мне возглавить надзор вместо тылового блока. Для меня это было хорошее предложение, но и серьезная ответственность. Во-первых, блок тыла – не совсем мое направление – я очень хорошо владел вопросами надзора, прочувствовал нерв этой деятельности».
Наш герой признается, что назначение на эту высокую должность – это предмет большой гордости. Но и понимал всю тяжесть ответственности за вверенное направление. Тем более, что доверие оказал Энвер Ризаевич – один из самых авторитетных экспертов в этой области на то время.
Упрощение норм? Нет, не слышали.
«Это МЧС придумал нормы» – тезис, который до сих пор звучит в различных кругах. Так было и раньше. Будучи главным государственным инспектором по пожарному надзору Валентину Карпицкому постоянно приходилось взаимодействовать со всеми заинтересованными на предмет противопожарного нормирования и объяснять, что строительные нормы и правила МЧС не придумывает и даже не разрабатывает, а контролирует их выполнение.
Один из запоминающихся случаев произошел на совещании при Премьер-министре, на котором рассматривался вопрос упрощения норм противопожарного нормирования. Тогда выступал министр строительства и архитектуры с предложениями по этому вопросу. После доклада Премьер спросил у меня, повлияют ли вносимые предложения на безопасность? Я ответил, что повлияют, причем в худшую сторону. После этого наступила гробовая тишина…
Валентин Карпицкий вспоминает, что тогда никто не ожидал его категоричной позиции, все думали, что вопрос будет решен положительно. По мнению опытного офицера, эта работа должна проводиться – идти по пути упрощения требований нужно, но процесс должен быть эволюционным. Сегодня применяются уже новые материалы в строительстве, разработаны передовые технологии и методы обеспечения безопасности – все это должно анализироваться и закладываться в основу современных противопожарных норм. Делать это необходимо с умом, принципиально подходя к вопросам безопасности людей.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом
Мы не могли не спросить у нашего героя – человека, прошедшего путь от пожарного до генерала, что значит для него ставшая крылатой фраза: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
«Для меня генерал – это наивысшая степень профессиональной подготовки, – утверждает Валентин Карпицкий. – Человек любой профессии должен стремиться к этому: военный или рабочий предприятия. Я считаю, что каждый может стать генералом в своей профессии, достигая совершенства в своем деле. Профессионализм лежит в основе всего».
Пожелания по случаю 170-летия пожарной службы Беларуси
Ветеранам хочу пожелать главного – крепкого здоровья, и пусть дольше проживут, оказывая, по мере возможности, помощь подрастающему поколению. А ребятам, которые продолжают служить сегодня, – пусть хранят традиции, овладевают профессией, знаниями и остаются в ладу со своей совестью!
Будь готов
Другие новости
Назад