image description

МЧС Республики Беларусь

На чем спасают спасатели: уникальный автопарк белорусского «ЗУБРа» (abw.by)

1718

Исход спасательных операций часто решают секунды. И помимо самих сотрудников экстренных служб, которые ежедневно рискуют своей жизнью ради защиты населения, немаловажную роль здесь играет и спецтехника. Как же выглядит автопарк Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР»?

О том, сколько единиц техники есть на вооружении, какие модели уникальны и в каких случаях все это применятся, рассказал начальник дежурной смены ЦОУ ГУ «РОСН «ЗУБР» МЧС Республики Беларусь, майор внутренней службы Максим Рудник.

– В структуре РОСН «ЗУБР» есть несколько центров: поисково-спасательных работ и пожаротушения, медицинского обеспечения, химической и радиационной защиты, водолазно-спасательной службы, взрывотехнической службы, кризисной и психологической помощи. А в общей сложности на вооружении в РОСН «ЗУБР» находятся около 40 единиц техники – это только боевой расчет. И еще более 100 единиц в резерве.

Резерв, по словам Максима Рудника, играет очень важную роль в работе отряда. Ведь техника в любой момент может выйти из строя. Но не приехать из-за этого на вызов невозможно. Поэтому резервные, или, по-другому, взаимозаменяемые, машины в любой момент готовы к работе.

Непотопляемый вездеход «Шерп»

Самым впечатляющим, как по характеристикам, так и по первому впечатлению, можно назвать «Шерп», он же и вездеход, и болотоход, и снегоболотоход, который появился в Минске относительно недавно, лишь в 2020 году. А его главное преимущество – непотопляемость.

– «Шерп» обладает уникальными способностями, которые очень помогают в спасательных операциях. В первую очередь потому, что он может передвигаться по любым поверхностям: хоть по воде, хоть по болотам. И в целом он имеет высокий запас плавучести благодаря герметичному кузову, колесам с объемом 800 литров каждое и наличием системы подкачки колес. При этом «Шерп» достаточно вместительный. Спереди могут разместиться два человека, и еще 6 в кузове – по 3 с каждой стороны. Что касается применения, то в основном болотоход выезжает на поисковые работы в экосистемах. Например, человек пропал в лесном массиве, в болотистой местности, около водоемов. А к месту поисков его доставляют с помощью аварийно-спасательного автомобиля.


Роботизированный комплекс Brokk 40

Brokk 40 – еще одно чудо техники, которое в первую очередь защищает самих спасателей. Ведь чаще всего он привлекается для ликвидации чрезвычайных ситуаций с наличием источников ионизирующего излучения, сильного гамма-излучения, где не помогают специальные костюмы радиационной защиты. Например, роботов подобного типа использовали для очистки крыши поврежденного ядерного реактора на Чернобыльской АЭС.

– Brokk 40 управляется дистанционно, оператор может управлять роботом дистанционно, находясь в безопасном месте на расстоянии более 50 метров. Запитывается робот от генератора, длина питающего кабеля – 20 метров. Робототехнический комплекс оснащен рядом сменных рабочих инструментов (насадок). Основной рабочий инструмент – манипулятор, позволяющий осуществлять действия по перемещению источника ионизирующего излучения. Также есть отбойник, фрезы, кусачки, ковши и т.д.

 

Помимо основной задачи – восстановления контроля над источником ионизирующего излучения в условиях, несовместимых с жизнью спасателя, – роботизированный комплекс может использоваться в работах по разрушению строительных конструкций и перемещению грузов.

Мотоциклы оперативного реагирования Yamaha XT660R

Лично для меня настоящим открытием стало наличие в МЧС мотозвена. По крайней мере, я никогда не видела их в работе. А оно есть и используется достаточно часто, особенно при ДТП на МКАДе. Ведь в пробках мотоциклу гораздо легче проехать, чем обычному автомобилю, не говоря уже о спецтехнике.    

 

– У нас на вооружении есть мотоциклы Yamaha XT660R. Их применяют для оперативного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на автотранспорте и осложнения дорожной обстановки. При этом на один вызов всегда выезжают сразу два мотоцикла, которые укомплектованы спасательным, медицинским и иным оборудованием. В одном из них есть гидравлическая насосная станция Holmatro, шланги для нее, телескопический гидравлический домкрат Holmatro, гидравлические разжим-кусачки. А во втором – 2 порошковых огнетушителя ОП-4, аккумуляторный педалерез, мешок Амбу и аптечка. Но важно отметить, что вслед за мотозвеном в любом случае поедет и АСА.

Помимо этого, Максим Рудник рассказал, что перед тем, как мотоциклы выводят с консервации, спасатели должны откатать определенное количество часов для восстановления навыков вождения, а после сдать зачеты по ПДД и управлению. И так каждый сезон.

Автономный квадроцикл

Помимо Yamaha XT660R на вооружении отряда есть и квадроцикл, который способен выполнять поставленные задачи автономно в течение трех суток. Безусловно, важное преимущество во время поисковых работ. Мощность его двигателя – 63 л.с., а максимальная скорость составляет 105 км/ч. Также квадроцикл укомплектован бандажными ремнями с креплением, лебедкой с пультом управления, налобным фонарем с зарядным устройством NightSearcher HT191 и индивидуальным фонарем NightSearcher Trigger.

Автономный квадроцикл



– В первую очередь квадроцикл предназначен для проведения поисково-спасательных работ в природных экосистемах, оперативной доставки личного состава и оборудования к месту проведения спасательных работ.

Автомобиль медицинской службы

В МЧС есть собственные медицинские работники и есть свой автомобиль медицинской службы – АМС. Он привлекается при угрозе жизни и здоровья как спасателей, так и населения.

– АМС – это автомобиль реанимационного класса, оснащенный необходимым медицинским оборудованием. Основное отличие медицинской службы МЧС от службы скорой медицинской помощи Минздрава в том, что работники медицинской службы МЧС оказывают помощь в зоне чрезвычайной ситуации.

АСА и цистерны

АСА и цистерны – сердце МЧС. И это та техника, которую точно знают все. Но и тут есть несколько особенностей. Например, АСА – аварийно-спасательный автомобиль – бывает двух типов: легкого и тяжелого. Основная разница в грузоподъемности.

аварийно-спасательный автомобиль

– АСА используется в различных ситуациях: освещение места ЧС, спасательные работы при завалах, ДТП и возгораниях. Также АСА позволяет проводить спасательные работы на высоте – для этого здесь есть необходимое альпинистское снаряжение. То есть мы можем снять человека с дерева, крана, верхних этажей зданий или помочь милиции проникнуть в дом, если дверь заперта. И скажу по опыту, что проще в окно залезть, чем дверь пилить, – рассказал Максим Рудник.

Но что еще интересно, для управления каждым транспортным средством нужно пройти отдельное обучение и отдельную стажировку на базе центра. Даже если у двух машин одинаковые характеристики. Соответственно, и допуск дается на конкретную единицу техники. Настоящий отдельный квест. Но наших спасателей это не пугает. Мало того, они стараются проходить обучение, когда заступают на сутки, чтобы не отвлекаться от основной службы и всегда быть готовыми помочь.

На чем спасают спасатели: непотопляемый вездеход, автономный квадроцикл и... мотоциклы (abw.by)

Фото автора: Валерия Попкова

Будь готов

Другие новости


Назад
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть